Стоит ли скручивать пробег перед продажей - AUTOS-RUS.RU

Стоит ли скручивать пробег перед продажей

Как определить, скручен ли пробег Сверяем цифры на одометре с реальным пробегом автомобиля перед покупкой

Выбирая подержанный автомобиль, любой покупатель, в первую очередь, обращает внимание на его стоимость, год выпуска и пробег. Если учесть, что средний пробег в год составляет 20-30 тысяч км, то, например, для пятилетнего автомобиля нормальным будет показание на одометре от 100 до 150 тысяч км. Однако в продаже встречаются экземпляры с пробегом в разы меньше. Такие заманчивые предложения могут быть обманом со стороны продавца. Главное – своевременно распознать скрученный пробег и уберечь себя от подобной покупки. Но как это сделать наверняка?
Способы скручивания пробега

Скрутить пробег можно у абсолютно любого автомобиля. Если одометр механический, то тросик спидометра отсоединяют от коробки передач и крутят в обратном направлении, например, с помощью электродрели. Так за пару часов исчезают несколько десятков тысяч километров пробега. Другой способ – выставление цифр вручную с предварительным снятием и разборкой приборной панели.

Чаще всего пробег скручивают в меньшую сторону, но иногда машине специально «накручивают» лишние километры перед продажей

Если одометр электронный, то мошенники меняют информацию о пробеге, хранящуюся в памяти. Иногда для этого снимается приборная панель. Пробег скручивается с помощью компьютера и специальной программы. Некоторые умельцы меняют микросхемы в платах, в которых хранится информация о пробеге.
Зачем скручивают пробег?

Примечательно, что значение пробега может быть скорректировано в любую сторону. Не нужно объяснять, зачем его скручивают в меньшую сторону. Однако порой его подправляют и в большую. С какой целью?

При пробеге от 90 до 105 тысяч км, автомобили обычно проходят крупное и дорогое плановое ТО. Владельцы часто продают свои машины, чтобы не тратиться, а недобросовестные перекупщики накручивают пробег, заверяя будущего хозяина, что дорогостоящие регламентные работы с такими автомобилями уже проводились.
Как распознать обман

На механическом одометре цифры расположены на специальных барабанах и перещелкиваются вверх с увеличением пробега, при этом они должны быть выстроены ровно по одной линии. Если стоят неровно — это признак скрученного пробега. Во время коррекции цифры перещелкиваются в обратном порядке и встают криво. Можно осмотреть зону крепления тросика спидометра на предмет откручивания крепежной гайки (лучше попросить того, кто хорошо разбирается в автомобилях).

Скрутить пробег можно на любом одометре — и механическом, и электронном. К счастью, распознать обман можно в обоих случаях!

Если одометр электронный, то самый лучший вариант — съездить на диагностику в сервис к официальному дилеру. Признаки скрученного пробега необходимо искать на самой приборной панели. Необходимо проверить снималась она или нет и есть ли на электронных схемах следы вмешательства. Электронные платы приборных панелей изготавливают на заводе и покрывают слоем лака, следы вмешательства в виде перепаянных микросхем, стертого лака или очищенных дорожек можно заметить невооруженным глазом.

Также показания пробега записываются в бортовой компьютер автомобиля, и если совершалась коррекция пробега, то остаются следы взлома, которые может обнаружить специалист по электронике на фирменном сервисе марки.

Оригинальный пробег автомобилей из Америки и Канады можно выяснить через базы данных Carfax и Autochek. Для японских марок пробег указан в аукционном листе (документ, который заполняют аукционные эксперты, прежде чем выставить автомобиль на торги, в нем указано состояние машины, комплектация и опции), но это возможно, когда автомобиль только привезли, при повторной перепродаже лист могут «потерять».
Внешние признаки скрученного пробега

Есть и другие способы косвенно определить несоответствие пробега автомобиля. Обычно это характерный износ деталей салона или внешние признаки. Например, сильно стертые тормозные диски с радиальными неровностями – верный признак большого пробега или агрессивной манеры вождения. Затертый до блеска руль, протертая кожа на нем или накладка, которую лучше снять при осмотре, а также стертые накладки на педалях.

Состояние салона автомобиля тоже много скажет о пробеге: например, продавленное водительское сидение, затертая обивка и затертые кнопки. Стертое покрытие или пластик справа от педали газа также свидетельствует о немалом пробеге. Правда, материалы многих современных автомобилей очень износостойкие и при бережном обращении могут выглядеть очень хорошо и после ста тысяч пробега.

Прежде чем приступать к выбору подержанного автомобиля, стоит узнать признаки, по которым определяется скрученный пробег

Стоит обратить внимание на лобовое стекло. Если указанный на нем год соответствует маркировке остальных стекол, то при большом пробеге за 100 тысяч оно будет иметь множество мелких сколов и затертости от дворников. Если стекло бликует, возможно его полировали, скрывая истинное состояние автомобиля.

Для определения «накрученного» пробега лучше обратиться в сервис к специалистам. Давление в масляной системе, компрессия в цилиндрах, износ шкивов мотора, цвет выхлопа расскажут экспертам больше, чем показания пробега автомобиля. Очень странным будет, если, к примеру, состояние ремня ГРМ не соответствует пробегу.

Под капотом иномарок часто можно встретить наклейки или прикрепленные бирки, на которых сервисные станции указывают дату проведения той или иной операции, пробег машины при прохождении техосмотра или при замене масла. Если одну из них лукавый продавец не заметил и забыл оторвать, уличить его во лжи будет просто.

Если автомобиль имеет сервисную книжку с отметками о прохождении ТО, можно позвонить в сервис, где он обслуживался, и по VIN номеру выяснить пробег при последнем обслуживании. Хорошо, если у продавца сохранились заказ-наряды из сервиса, в них указаны даты и соответствующие пробеги.

Не стоит пытаться определить честность пробега по состоянию кузова машины и виду лакокрасочного покрытия. За год автомобиль, использовавшийся в качестве такси, может проехать до 200 тысяч км, но при этом состояние может быть близко к идеальному.

При покупке важно обращать внимание не только на цифры пробега, но и на общее состояние автомобиля. Если есть малейшие подозрения, что вас обманывают, лучше отказаться от сделки.

Не лишним будет обратиться в фирменный сервис для комплексной диагностики автомобиля, ведь состояние потенциальной покупки куда важнее цифр на одометре.

Продешевить нельзя скрутить: почему продавцам приходится корректировать пробег

При покупке подержанной машины одна из основных задач – понять, насколько «скручен» одометр авто. От пробега зависит состояние множества узлов, предстоящие траты на ТО и остаточная стоимость машины. И, к сожалению, у большинства продаваемых на нашем рынке автомобилей пробег скручен, благо закон оставляет этот вопрос на совести владельцев, никак не регулируя этот момент. Хотя от него зависит безопасность машины, ведь множество узлов авто, начиная от тормозных колодок, дисков, тормозной жидкости и заканчивая блоками АБС, имеют определенный ресурс, который зависит во многом и от пробега.

Как на Западе?

В других странах отношение к этому вопросу заметно более жесткое: например, в Бельгии или Германии можно получить уголовный срок за скручивание пробега и неплохой штраф в придачу. Конечно, это не останавливает некоторую часть криминального бизнеса, но в целом у машин пробег настоящий.

В США даже из наличия единого реестра страховых служб сделали бизнес: любые операции по регистрации машин заносятся в единую базу, и пробег там тоже присутствует. Заодно фиксируются все попавшие в зону ответственности страховых компаний данные о ДТП и других повреждениях. И за скромную сумму можно получить эту информацию «из первых рук», например, через Carfax или Autocheck. А за манипуляции с пробегом и другими регистрационными данными ответственность – как за подделку документов, очень серьезная. В общем, государство признает, что пробег важен, он касается безопасности дорожного движения, и к тому же это вопрос регулирования рынка.

Старая теория

Ситуацию на рынке подержанных машин хорошо описывает «теория о рынке лимонов». Эта работа Джорджа Акерлофа вышла в 1970 году и полностью называется «Рынок «лимонов»: неопределенность качества и рыночный механизм». Если коротко передать суть, то в силу того, что покупатель не может знать истинного качества товара и не в состоянии определить его при коротком тесте, этой информацией владеет лишь продавец, и цена на товар в плохой кондиции заметно меньше, а со временем плохой товар полностью вытеснит хороший с рынка.

Продавцы качественного товара окажутся в ситуации, когда сбыт за «рыночную цену» просто не имеет для них смысла, а продавать плохой товар намного выгоднее. В итоге весь рынок переходит на торговлю плохим товаром и начинается новый этап, уже противостояния «лимонов» и «горьких лимонов».

Грустная практика

Думаю, аналогия очевидна. Те, кто продают машину в хорошем состоянии и с истинным пробегом, просто не могут конкурировать с теми, кто продает кое-как «подшаманенное» «ведерко» со скрученным одометром. Более того, машины со скрученными пробегами и в откровенно плохом состоянии оказываются в глазах покупателя лучше, чем действительно «свежий» автомобиль, просто в силу низкой квалификации покупателей и извечной человеческой попытки привязаться к объективным численным данным для сравнения.

Средний покупатель машины мало разбирается в технических особенностях, и список тех вещей, которые он может рассмотреть при покупке, крайне мал. В первую очередь это внешнее состояние, отсутствие видимых повреждений, блеск краски, чистота салона. Далее – способность машины ехать без лишних звуков, ударов, дыма и прочих явно негативных «спецэффектов». И, наконец, это такие данные, как год выпуска и пробег.

Если вы когда-нибудь появлялись на авторынке, то сейчас должен прийти момент узнавания. Ряды чистых машин с «отхимчищенным» салоном, с бумажными ковриками «мы сохраним ваш автомобиль в чистоте», слегка отполированные, с установленной дешевой (но новой) китайской оптикой, с натертой «чернителем» резиной. И, разумеется, с малыми пробегами, рассказами про бабушек и церковь и годом выпуска, порой расходящимся с указанным в ПТС на годик, а в некоторых случаях и на два. Конечно же, под предлогом указания модельного года, года продажи и т. д.

Это суть работы любой системы, пытающейся получить максимальную прибыль при продаже машины. Красиво упаковать плохой товар и попытаться скорректировать все данные, за которые покупатель может уцепиться. Совершенно не важно, что даже серьезные дефекты никак не скрыты, кузовные элементы «неродные», есть следы некачественной сварки, неровные зазоры, дешевая окраска, явные следы ремонтов, повреждений, течей масла и прочего.

На авторынке покупатель хотя бы ожидает подобного подхода, но продавцы «лимонов» успешно маскируются под обычных людей, продающих свои машины. Ситуация доходит до абсурда: авто в хорошем состоянии с «родным» пробегом, причем разумным, соответствующим году выпуска, продать за разумную цену нереально. Покупатели ожидают, что их обманут, и не собираются поощрять честных продавцов.

Читайте также  Что необходимо иметь в машине начинающему водителю

Магия цифр

Посмотрите мои обзоры машин на вторичном рынке. На авто, которые производились буквально недавно, прослеживается интересная тенденция. Минимальный и максимальный пробеги машин трех последних лет выпуска зачастую заметно выше, чем у авто постарше. Причем если сделать более серьезную выборку, например, среднего геометрического, то станет заметно, что касается это практических всех автомобилей в выборке.

Причина проста: пробег корректируется под некий усредненный, по представлениям продавца. Обычно стараются не допустить пробега в 60 тысяч км на трехлетних авто или 100 тысяч км на пятилетних машинах, эти отметки можно считать своеобразной верхней границей, за которой явно заметно, что пробег скорректировали. Но в выборке обязательно присутствуют и автомобили с куда меньшими пробегами, порой малореальными на первый взгляд и при этом явно скорректированными – состояние машины в этих случаях не соответствует заявленному пробегу даже с натягом.

Дальше хуже: у машин возрастом в десять–двадцать лет пробеги упорно держатся у цифр в 200 тысяч км, в крайнем случае 250 тысяч км. Те, у кого пробег выше, уже выглядят белыми воронами.

За долгие годы они так привыкли к обману, что, кажется, уже забыли о том, что современная машина может пройти куда больше 200 000 км без серьезного ремонта, они просто не воспринимают авто с большим пробегом.

Пятилетняя машина с пробегом в 150 тысяч километров просто обречена – ее не купят, даже если в превосходном состоянии нельзя будет усомниться. Зато авто того же возраста с «мутной» историей, но пробегом в 30 тысяч км – уйдет моментально. А если пробег 350 тысяч км в возрасте десяти лет, то случайных покупателей не будет: станут звонить или ценители модели, или перекупщики, которые просто смотают пробег и продадут машину по стоимости в полтора–два раза выше, благо разброс цен на авто тех лет очень большой.

Никакие разумные доводы на покупателей не действуют. Не помогают ни данные о том, что средний пробег в России никак не меньше 15 тысяч километров в год, ни старый тезис, что в первую очередь нужно рассматривать состояние, что оно больше говорит о качестве машины, чем цифры на одометре… Сервисные книжки, проверки в любых сервисах (впрочем, о качестве таких «проверок» можно написать целый материал) не убедят покупателя. Магия цифр сильнее фактов.

Сильнее даже того факта, что хорошо ухоженная и вовремя обслуженная машина с пробегом 200 тысяч километров – надежнее, чем точно такая же с вдвое меньшим пробегом, но на ремонт которой «забивали», ориентируясь по поговорке «ездит, и ладно».

Операция окупается многократно, а что до чувства вины… Ну в чем смысл продавать качественный товар дешево, если другие за эту сумму предлагают труп на колесах? Итог известен: по разным оценкам порядка 90% машин на российском рынке имеют скрученный пробег, и коррекция составляет не менее 30%.

А как же закон?

Казалось бы, больше всех заинтересовано в устранении механизма, портящего рынок подержанных машин, – само государство. Государство в лице своих регуляторов, отвечающих за безопасность движения и рыночные механизмы. А также Центробанк, который ответственен за тарифы страховых компаний, которые в свою очередь зависят от степени износа машин и цены запчастей.

Автомобиль со скрученным пробегом при оценке ДТП имеет более высокую остаточную стоимость компонентов, а значит при «скручивании» наносится ущерб страховой компании. Но похоже, что последних это мало волнует – они озабочены лишь лоббированием роста тарифов.

Удивительно, но какая-то работа в правильном направлении ведется. Так, введение электронного ПТС, похоже, может значительно улучшить ситуацию со скручиванием пробегов. Согласно предварительным данным, в числе параметров, которые изначально будут обязательными, окажется и информация о сроках проведения техосмотра – скорее всего, связанная с данными из ЕАИС диагностических карт. В свою очередь, эта система уже сейчас содержит в себе данные по пробегу автомобиля.

Не менее вероятным представляется включение в новый ПТС данных по пробегу на момент совершения сделки купли-продажи и связь с базой данных автомобильных дилеров. Те в свою очередь давно выступают за единую базу данных подержанных машин, ведь «лимоны» подрывают и их бизнес – авто с малыми пробегами и не видимыми глазу проблемами отнимают как минимум небольшую долю рынка новых машин.

Как не купить автомобиль со скрученным пробегом в автосалоне: реальная история и рекомендации

Содержание

  • Как сибирячка купила в автосалоне «Ниссан Жук» со скрученным пробегом
  • Как жительница Новосибирска добилась справедливости
  • Какое наказание может грозить автосалону за обман покупателей
  • Как определить реальный пробег при покупке авто
  • Что делать, если купил машину со скрученным пробегом

Если вы думаете, что только частники и перекупы искусственно занижают расстояние, пройденное машиной, чтобы быстрее ее продать, это не так. Нарваться на авто со скрученном пробегом можно даже в автосалоне.

Рассказываем, как не попасть в такую ситуацию на реальном примере и что делать, если вы в ней оказались.

Как сибирячка купила в автосалоне «Ниссан Жук» со скрученным пробегом

Неприятная история произошла с жительницей Новосибирска в марте 2020 года. Женщина купила в автосалоне восьмилетний Nissan Juke с пробегом всего 68 тыс. км, но уже через три месяца встала на дороге. В ходе ремонта выяснилось, что реальный пробег у авто вдвое больше. Важные и дорогостоящие узлы и агрегаты выработали свой ресурс и начали выходить из строя.

Машину женщина взяла по программе трейд-ин. Предыдущее авто салон признал сильно «ушатанным» и предложил минимальную цену. Покупательница торговаться не стала. Сдала старый автомобиль и оформила кредит на новый, как оказалось позже, не менее «ушатанный».

— Машина не едет. Машина скачет, – возмущалась женщина. – Кот в мешке. Как выяснилось, у авто «без замечаний» (со слов менеджера) обнаружилась целая куча замечаний. Прежде всего, тот самый пробег. В июле 2019 года он составлял 125 тысяч, а вот в феврале 2020-го – уже 68. Проехав 4 тыс. км, вариатор накрылся медным тазом. Новый он как половина машины стоит.

Небольшой пробег у восьмилетнего авто смутил женщину еще во время покупки. Но менеджеры заявили, что это норма и что на машине раньше ездила тоже дама, так что «Жучок» не успел износиться.

– А как проверяют пробег сотрудники автосалона? – продолжает пострадавшая. – Да никак. Либо просто со слов собственников, сдающих авто на продажу, либо скручивают пробег самостоятельно. Так и продают такие автомобили, легко обманывая клиентов, что пробег проверен и подтвержден, прикрываясь вывеской автосалона.

За восстановление автомобиля женщина отдала 84 тыс. рублей — просто, чтобы автомобиль снова поехал. Когда она забирала «Жука», на ремонт привезли внедорожник из того же автосалона и опять со сломанными вариатором.

Как жительница Новосибирска добилась справедливости

Закрывать глаза на ситуацию жительница Новосибирска не стала и пришла в тот самый автосалон добиваться справедливости.

– Ну сматывают пробег, но не столько же! – возмущалась сибирячка.– Вроде как себя приличными участниками на рынке по продаже авто позиционируют! Менеджеры данного салона мало чем отличаются от ребят-перекупов на рынке. Отличие разве лишь в том, что у менеджеров состояние авто зафиксировано в программе на компьютере. Они с умным видом открывают комп и читают: «Авто прошло полную диагностику, замечаний нет. Будете кататься и радоваться. Машина в хорошем состоянии». Спасибо, но оформив автокредит, я совершенно не планировала «попасть» еще на 84 тысячи.

Печально то, что под именем салона работают обычные перекупы, которые «подшаманят» машину, чтобы покупатель отъездил гарантийный срок две недели. А дальше гори оно все синим пламенем. Собственно, так и вышло.

С собой женщина принесла подготовленную заранее претензию и документ, подтверждающий реальный пробег автомобиля. В диагностической карте было отмечено, что автомобиль на указанную дату прошел 125,6 тыс. км.

Автосалон пошел навстречу и ответил на претензию. Дело не пришлось доводить до суда.

Какое наказание может грозить автосалону за обман покупателей

К сожалению, такая история не единичная. Случаи, когда официальные салоны продают подержанные машины со скрученным пробегом, периодически встречаются по всей России.

– Пробег скручивают как перекупы, так и обычные владельцы. Если машина свежая, то, по моим наблюдениям, со скрученным пробегом продается каждая третья, если старше 5-6 лет, каждая первая. Все зависит от того, сколько было хозяев, срока эксплуатации и были ли нечестные продавцы или собственники в истории автомобиля.

Для покупателей скрученный пробег чреват уменьшенным ресурсом агрегатов. Мы не знаем, сколько на самом деле проехала машина. Отсюда возникают негативные отзывы в Интернете о качестве машин: о том, что коробка проехала 100 тыс. км, а не 300, мотор «умер» на 50 тыс. км, а не на 100.

Также километраж влияет на состояние салона. Чем больше проехала машина, тем изношеннее салон. Ну и, в-третьих, авто будет сложнее продать, если при проверке будет отображаться скрученный пробег.

Скручивание пробега считается намеренным введением покупателя в заблуждение. Автосалон можно привлечь по статье административного кодекса («Обман потребителей»). Штрафы за это доходят до 500 тыс. рублей в зависимости от количества обманутых и тяжести. А если продажа машин со скрученным пробегом поставлена на поток, дилеру может грозить уголовка по статье «Мошенничество».

Но, как показывает практика, обычно бизнесмены отделываются копеечными штрафами. Например, в Перми покупательница Ford Focus со скрученным пробегом смогла взыскать с автосалона полную стоимость авто – 540 тыс. рублей, моральный вред – 10 тыс. рублей и штраф – 27,5 тыс. рублей. Но стоит ли это потраченных нервов и времени? Лучше просчитать все риски еще на этапе покупки.

Как определить реальный пробег при покупке авто

К сожалению, выяснить реальный пробег б/у автомобиля сложно даже экспертам, особенно если над машиной хорошенько поработали, но можно попытаться.

Владимир Мальцев, автоюрист, г. Воронеж:

— Большинство автосалонов (особенно те, которые занимаются продажей подержанных автомобилей) продает некачественные машины. Они искажают реальные данные по пробегу, состоянию кузова, участию в ДТП и страховых выплатах, а также техническому состоянию. Хуже всего, когда пытаются скрыть историю по аварийным автомобилям, которые были восстановлены с нуля и небезопасны для передвижения.

Избежать этого легко, если доверить выбор автомобиля грамотному специалисту. Такой специалист визуально и с применением специальных приборов определит техническое состояние, пробег и состояние кузова автомобиля. Также он осуществит юридическую проверку всех документов и сопроводит сделку.

Читайте также  Как проверить кредитную машину при покупке

При выборе компании, которая осуществляет услуги по автоподбору на основании договора, основывайтесь на ее репутации. Хорошая компания у всех на слуху, большинство отзывов о них реальные и положительные.

Еще один способ узнать пробег – пробить ТС по базам, например, через avtocod.ru. Сервис собирает информацию об автомобиле из 16 разных источников.

Один из пунктов проверки – история пробегов. Данные по пробегам «Автокод» собирает из разных источников:

  • из диагностических карт;
  • от страховых компаний;
  • от автосервисов;
  • из истории прошлых объявлений о продаже.

На основании этих данных формируется история изменений.

Как это работает, покажем на примере «Субару Легаси».

Пробиваем госномер через avtocod.ru и видим те же цифры.

Но если заглянуть в историю пробегов, видно, что последний хозяин в 2017 году уменьшил километраж в 6 раз.

Следующий техосмотр владелец прошел через четыре года. Цифры на одометре выросли до тех самых 220 тыс. км.

Помимо скрученного пробега, в отчете avtocod.ru отобразилось ДТП. Машина получила сильные повреждения всей передней части со смещением двигателя.

По аварии производилось два расчета ремонтных работ. На восстановление ушло более 2,3 млн рублей.

Отказаться от такого авто стоит не только из-за скрученного пробега: это уже автохлам.

Что делать, если купил машину со скрученным пробегом

Здесь вариант один – провести независимую экспертизу автомобиля, написать претензию и отнести ее в автосалон. В ней нужно указать, от кого и кому подается претензия, на основании чего, какие требования предъявляете. Ниже вы можете скачать образец и бланк претензии.

Дальше ждем месяц. Если в течение 30 дней продавец никак не реагирует, составляйте исковое заявление в суд. Для этого можно нанять адвоката или обратиться за помощью в общество защиты прав потребителей .

Шансы выиграть дело неплохие. Закон в основном встает на сторону потребителя. Автосалон обязывают либо вернуть деньги за некачественный товар, либо заменить машину, если истец согласен с таким вариантом. Покупатель также может получить компенсацию морального вреда, но, как правило, это очень небольшие суммы.

Автор: Анастасия Горохова

Сталкивались ли вы с обманом со стороны автосалона? Чем завершилась ситуация? Поделитесь своей историей в комментариях.

«Отмотать почти в каждой машине можно так, что реальные цифры уже никто не узнает». Как определить «родной» пробег

Пробег – один из важнейших критериев, на который стоит обращать внимание при покупке подержанного авто. Однако показания одометра нередко подвергаются корректировке. Автобизнес разбирался, как можно узнать правду о пробеге и в каких случаях это нереально.

«С Polo Sedan были трудности, которые очень расстраивали таксистов»

Владелец СТО «Лобстер Лаб» Сергей Козловский утверждает, что если специалист обладает нужными знаниями и оборудованием, то после его работы узнать реальный пробег будет невозможно.

«Корректировке пробега поддаются практически все автомобили. С появлением новых моделей появляются более свежие программы и оборудование. Ситуации, когда есть какая-то машина и в ней невозможно «скрутить» пробег, встречаются крайне редко. Интересным примером такого автомобиля можно назвать VW Polo Sedan. С этой моделью некоторое время действительно были трудности, которые очень расстраивали таксистов.

Но ситуация с Polo Sedan скорее исключение. В «бюджетниках» скорректировать пробег достаточно просто. Лидерами по производству и разработке подобных программ и оборудования являются такие страны, как Италия, Польша и Литва. Естественно, они в первую очередь ориентированы на европейский рынок, а Polo Sedan в странах ЕС никогда не продавали, поэтому так и получилось, что возможность отмотать пробег на этой модели появилась с опозданием».

Говоря о сложности проведения данной процедуры, специалист условно делит все автомобили на три группы. Проще всего поддаются корректировке авто, выпускаемые концерном GM.

«Chevrolet, Buick, Opel – машины этих марок очень слабо защищены от «скрутки» пробега. Также в список входят авто азиатского происхождения – производители из этого региона традиционно не сильно “заморачиваются» такими вопросами. К средним по степени сложности можно отнести «французов» и «итальянцев». Автомобили семейства VAG, кстати, тоже достаточно простые. Сложнее всего скрыть реальный пробег в BMW и Mercedes».

Показать все, что скрыто

Чтобы посмотреть на практике, как происходит диагностика пробега, мы проверили три автомобиля: два Mercedes W211, которые находились на ремонте, и Lancia Lybra.

На одометре у первого Mercedes отображается пробег 150.442 км, что подозрительно мало для 13-летнего дизельного седана. Для диагностики данного авто выбираем Wurth.

“В плане диагностики пробега у Wurth есть удобная функция Power search. Выбираем автомобиль, прописываем «пробег» или «одометр» – и программа выдает нам список блоков, в которых сохраняются параметры по пробегу. Далее «кликаем» на нужный нам блок и сверяем информацию.

Детальная проверка автомобиля показывает, что данные на щитке приборов и по блокам совпадают, хотя в одном из них есть разница в 7 километров. Но это скорее можно назвать небольшой погрешностью, чем фактом, указывающим на скрутку. В блоке управления двигателем – 50.442 километра, но это его особенность, он никогда не отображает первую цифру пробега», – говорит Сергей.

По итогам проверки авто мастер приходит к выводу, что либо пробег действительно оригинальный, либо к его корректировке подошли профессионально, не оставив следов.

Следующий на очереди – дорестайлинговый W211, который на пару лет старше «брата». На одометре у него 306.430 км. Реальный пробег оказался на 100.000 больше – 408.165 км. Чтобы показать разницу в работе различного оборудования, для диагностики данного авто использовали LAUNCH x-431 Pad V.

“В этой машине получилось узнать реальный пробег благодаря тому, что не были изменены данные в блоке технического обслуживания Assist Plus. Mercedes часто «палится» именно по поэтому блоку.

Причин, почему после скрутки пробега все равно можно узнать реальные данные, несколько. Возможно, мастер просто не знает, что нужно сделать, а может, заказчик хочет сэкономить и смотать пробег максимально бюджетно. Таких вариантов тоже много. Например, в Renault пробег можно изменить только на одометре, а можно сделать так, что правду уже никто и никогда не узнает.

В целом же в различных машинах процесс «омоложения» происходит по-разному. В одних все можно сделать через OBD-разъем, в других придется снимать щиток приборов и подключаться непосредственно к нему. В некоторых случаях нужно демонтировать блоки, вскрывать их и работать с каждым отдельно. Естественно, от объема работы и уровня сложности будет зависеть цена. Часть продавцов желает сэкономить на скрутке пробега и, если это возможно, корректирует показания только на одометре. Благодаря таким «экономистам» при диагностике удается узнать реальный пробег автомобиля.

Также в моей практике встречались машины, где пробег был смотан по всем правилам, но специалист поленился стереть память в истории неисправностей. На одометре могут быть новые данные, но в стоп-кадрах ошибок будет сохранен пробег, при котором возникла проблема. Если кто-то забыл сбросить все ошибки во всех блоках, то просмотр стоп-кадров во всех блоках поможет установить факт отмотки пробега.

Еще одна лазейка есть в дизельных авто, оборудованных FAP-фильтром. В параметрах «пробег после замены сажевого фильтра» остается реальный пробег. С помощью этого показателя также удавалось обнаружить обман», – рассказывает Сергей.

Последней проверяем 20-летнюю Lancia Lybra, на ее одометре 381.405 км. Машина достаточно старая и не сильно сложная. Для диагностики используем FIAT ECU Scan. Информация о пробеге помимо самого щитка приборов хранится только в «мозгах» двигателя. Там компьютер показал нам совсем другие цифры. По данным из памяти ЭБУ двигателя, пробег данного авто составляет не 381.405 км, а всего лишь 262.206 км.

Такую разбежку в показателях специалист объяснил тем, что, вероятнее всего, когда-то менялся блок управления двигателем.

«В возрастных машинах бывают ситуации, когда на спидометре пробег больше, чем в ЭБУ. В Беларуси продаются б/у запчасти, привезенные из Англии и Европы, там на «разборку» очень часто попадают машины с малым пробегом, поэтому такие примеры, как эта Lancia, встречаются довольно часто», – признается Сергей.

Как еще узнать про отмотку?

Компьютерная диагностика вовсе не единственный способ, с помощью которого можно проверить оригинальность пробега. Проще всего с машинами, привезенными из США. Чтобы узнать, с каким пробегом автомобиль приехал в Беларусь, достаточно ввести его VIN в поисковике. Благодаря этому вы совершенно бесплатно и без какой-либо дополнительной регистрации сможете узнать актуальные показатели одометра на момент продажи на аукционе. Также при желании можно заказать более детальный, но уже платный отчет Carfax. Из-за этого отмотка пробега в свежепригнанных «американцах», по сути, не имеет никакого смысла.

C «европейцами» немного сложнее. Какого-то аналога американского bidfax.info в Европе не существует. Однако автомобили, пригнанные из ЕС, можно попробовать проверить, например, с помощью белорусского сайта «Антискрутка».

По словам его создателя Дмитрия Паско, сервис помогает бесплатно проверить пробег у европейских авто, которые были проданы через определенные аукционы в различных странах Европы.

«Сервис начал работать с апреля 2020 года, поэтому в базе может быть информация только о тех машинах, которые были проданы на европейских аукционах уже после этой даты. По нашей статистике порядка 40-45 процентов автомобилей, привезенных в Беларусь из ЕС после этой даты, можно проверить по базе. Так вы сможете узнать, с каким пробегом был продан автомобиль.

По данным сервиса, у 40 процентов автомобилей, которые удалось проверить на сайте, пробег был смотан. В среднем отматывают 55 тысяч, чтобы попадать в 130-170 тысяч километров. Мы регулярно мониторим объявления и видим, что на данный момент в продаже есть порядка 20 авто, пробег в которых изменен на 80 и более тысяч километров».

Информацией о пробегах автомобилей обладают и официальные дилеры, но только за тот период, пока автомобиль обслуживался у них. Однако стоит помнить, что далеко не все дилеры готовы на официальном уровне делиться этой информацией.

Наш вердикт

В некоторых случаях определить, оригинальный пробег у автомобиля или нет, фактически не представляется возможным. Компьютерная диагностика поможет лишь в том случае, если продавец решил сэкономить либо мастер оказался недостаточно грамотным. При этом чем дольше автомобиль колесит по Беларуси, тем менее эффективными будут и альтернативные способы в виде проверки истории продаж через аукцион либо поиска информации через дилера. Можно сказать, что, попав в нашу страну, автомобиль автоматически попадает в «серую» зону, где нет ни контроля за показаниями одометра, ни ответственности за их изменения.

Редакция выражает благодарность СТО «Лобстер Лаб» в г. Гродно за помощь в подготовке материала

Скрученный пробег на купленном авто. Что можно «поиметь» с продавца?

1. Обычно бывает так

Недобросовестные продавцы скручивают пробег, чтобы продать машину дороже реальной стоимости. Покупатели получают более старый автомобиль чем заявлено, за неадекватные деньги, с неизвестными проблемами в придачу. Обман выясняется после покупки.

Читайте также  Как узнать задолженность перед судебными приставами

Стоит ли прощать продавца за обман?
Что можно поиметь с него по закону?

2. Статистика

На каждом третьем б/у авто перед продажей скручивают пробег. У годовалых машин в среднем срезают на 21 тыс. км, у трехлетних авто — почти на 40 тыс. км, а 10- и 15-летние машины «молодеют» уже на 55 тыс. и 68 тыс. км соответственно.

Это увеличивает стоимость авто на 12–20%.

Честнее всего информация в объявлениях официальных дилеров — только в 7% случаев фиксируется скручивание пробега.
«Среди предложений продавцов-частников встретить машину с честным пробегом сложнее: почти 16% автомобилей, продающихся „из рук в руки“, имеют скрученный пробег. У независимых дилеров всё еще хуже: четверть машин в таких салонах прошли через корректировку пробега, а среди предложений перекупщиков уже каждый третий автомобиль нечестный», говорится в отчете Auto. Ru.

Во многих странах Евросоюза за махинации с одометром автомобиля при продаже предусмотрена уголовная ответственность: если вина будет доказана, преступнику будет вменяться в вину мошенничество. В уголовном праве Кипра это преступление выделено в отдельную статью.

3. Обзор свежей практики Верховного Суда РФ за 2021 год

К счастью для обманутого покупателя, закон встанет на его сторону. Практика Верховного суда РФ 2021 года это подтверждает (см. в частности Определение ВС РФ от 2 марта 2021 г. № 44-КГ20-19-К7).

Пример 1:

Высшая инстанция разбиралась в споре жительницы Перми с автосалоном, где она приобрела автомобиль с пробегом в 62 000 км. Однако при детальном изучении документов выяснилось, что реальный пробег авто в 2 раза больше заявленного продавцом и указанного в договоре купли-продажи (более 132 000 км). Покупатель потребовала расторгнуть договор и вернуть денежные средства. Пермский районный суд в удовлетворении требований отказал.

Свою позицию он объяснил тем, что истцу была предоставлена вся необходимая информация о товаре и покупатель принял товар без каких-либо претензий. Апелляция и кассация с этим решением согласились. Суды трех инстанций указали: заниженный пробег — несущественный недостаток.

Верховный Суд РФ отменил нижестоящие судебные акты. Он указал, что нормы закона обязывают продавца предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. У покупателя есть право требовать возмещения убытков и возврата уплаченной за товар суммы, если ему предоставлена недостоверная или недостаточно полная информация о товаре (ст. 12 ЗоЗПП). Необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара

Продавец несет ответственность по договору за любое несоответствие товара, которое существует в момент перехода риска на покупателя, даже если это несоответствие становится очевидным только позднее (п. 4 «Обзора судебной практики N 4, утв. Президиумом ВС РФ 15.11.2017)

Позиция ВС РФ: суды должны оценить доводы покупателя машины о скрученном пробеге.

4. Другие примеры из практики

Аналогичные доводы выражали суды в похожих спорах и ранее

Пример 2:

В договоре указан пробег 75 000 км, а на сайте объявлений покупатель нашел информацию о том, что у этой же машины пробег 118 тыс. км. Экспертиза подтвердила: показатели одометра в автомобиле намеренно занижены. Требование покупателя расторгнуть договор суды удовлетворили (см.: Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 11.11.2020 N 88-16580/2020).

Пример 3:

В автосервисе выяснилось, что показатели одометра скручены. Экспертиза показала, что в блок щитка приборов установили сторонний электронный модуль. Суды поддержали покупателя: продавец не предоставил достоверную информацию об автомобиле, а условие о пробеге является существенным. Договор также расторгнут, деньги возвращены (Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 23.06.2020 по делу N 88-12830/2020).

Пример 4:

В договоре стороны вообще не указали пробег авто. Это не помешало покупателю добиться соразмерного уменьшения цены купленного автомобиля со скрученным одометром. Суд поддержал довод покупателя о том, что от него скрыли информацию, существенно влияющую на цену автомобиля (см.: Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 21.07.2020 по делу N 88-16658/2020).

5. Когда суд может отказать?

Пример 5:

в отличие от вышеперечисленных примеров в данном случае уже судились два физических лица (продавец и покупатель авто).

Покупатель заявил об уменьшении покупной цены автомобиля. В обоснование указал, что купил автомобиль «SKODA OCTAVIA» с пробегом на одометре 65 000 км за 666 000 рублей.

Спустя месяц после покупки при диагностике выявлено, что фактический реальный пробег автомобиля больше, чем заявлено продавцом при продаже автомобиля. В связи с чем истец просил взыскать с ответчика разницу между рыночной стоимостью автомобиля с заявленным пробегом и рыночной стоимостью автомобиля с фактическим пробегом. Но суд не поддержал покупателя. Против него сыграло то, что в договоре пробег отражен не был.

Суд указал: раз стороны не согласовали условие о пробеге, на вывод о качестве товара этот показатель не влияет. Суд не нашел доказательств того, что продавец ввел покупателя в заблуждение относительно потребительских свойств автомобиля, поскольку истец знал, что приобретает автомобиль, бывший в употреблении. Использование такого автомобиля в целях, для которых товар такого рода обычно используется, возможно и допустимо. Несоответствие пробега, указанного на одометре, фактическому пробегу само по себе не свидетельствует о наличии недостатка в автомобиле.

Очевидно, что в этом примере покупатель сэкономил на услугах юриста и не подстраховался на случай выявления скрытых недостатков еще на стадии заключения договора купли-продажи.

6. Фиксируем доказательства

Методов определения скрутки пробега множество. Все описаны в интернете, упомяну некоторые. В частности, необходимые сведения могут содержаться в базе данных предыдущего техосмотра ТС. Изучайте историю обслуживания, включая сервисную книгу, акты с СТО, чеки и все, что является документальным подтверждением. Изучите привод одометра. Если вокруг все покрыто слоем грязи, а сама гайка привода почти чиста – это повод говорить о попытках искусственного омоложения. О вмешательстве может рассказать и неровное расположение цифр по отношению друг к другу на счетчике. Да и сами продавцы «прокалываются» и засвечивают реальный пробег авто в объявлениях о продаже.

Скажу лишь о важности фиксации доказательств для суда.

Это может быть нотариальный протокол осмотра доказательства в сети «Интернет», например: пробег автомобиля по данным объявления продавца на сайте «Авито» на определенную дату.

До суда можно сделать техническое заключение специализированного сервисного центра, а в суде – заключение эксперта о том, что было вмешательство третьих лиц в программное обеспечение ТС, не предусмотренное изготовителем, с целью искусственного занижения показаний одометра и т.д.

Оценщик же поможет определить разницу между рыночной стоимостью автомобиля с заявленным пробегом и рыночной стоимостью автомобиля с фактическим пробегом. Эта разница в денежном выражении и есть основа Ваших материальных требований к недобросовестному продавцу.

7. Страхуемся, делаем выводы

Как видно в массе суды встают на сторону покупателей.

Чаще всего в судах требуют по максимуму – расторгнуть договор и вернуть деньги. Для этого нужно доказать, что несоответствие пробега, указанного на одометре, фактическому пробегу уже само по себе является существенным недостатком. В этом вся сложность. В примере № 1 это было сделать легко, т.к. пробег авто оказался в 2 раза больше заявленного.

А что делать если пробег отличается на 5-10-30% от заявленного?

Как юрист-практик могу сказать, чем реалистичнее заявлены в суде Ваши требования, тем легче добиться их удовлетворения. Более реально в таком случае не расторгать договор, а заявить о соразмерном уменьшении покупной цены авто (п. 1 ст. 475 ГК РФ).

При этом разрешение спора может быть как в отношении автосалона (юр.лица), так и в отношении продавца – физического лица. В первом случае судиться немного легче, так как на стороне истца закон о защите прав потребителей, удобное распределение бремени доказывания, возможность взыскать штрафы, пени и компенсацию морального вреда.

Но и против продавца — физического лица судебный спор также может иметь положительную перспективу.

Чтобы не получилось, как в примере № 5 самое важное – «подстелить соломку» еще на стадии составления договора купли-продажи. В нем необходимо не только указать заявленный продавцом пробег авто, но и указать, что этот технический параметр является существенным условием договора.

Закон дает Вам такое право, но им не все пользуются (см.: п. 1 ст. 432, п.1,4 ст. 469 Гражданского кодекса РФ).

В частности, я рекомендую в договоре указать такую формулировку: «Существенным условием договора о качестве товара является пробег автомобиля — ______ км. Продавец гарантирует соответствие указанного пробега автомобиля фактическому пробегу. В случае нарушения данных гарантий и выявления несоответствий данное обстоятельство признается сторонами в силу ст. 450, 450.1 ГК РФ существенным нарушением договора, влекущим его расторжение (отказ от договора) или изменение в одностороннем порядке со стороны покупателя и возмещение убытков, или соразмерное уменьшение покупной цены (п. 1 ст. 475 ГК РФ), а также уплату штрафной неустойки в размере ____ руб., уплачиваемой сверх убытков. По своему усмотрению покупатель вправе ограничиться требованиями уплаты ему штрафной неустойки».

Подобная формулировка не позволит суду отказать Вам в иске при появлении неприятных сюрпризов в ходе дальнейшей эксплуатации авто. Да и подпись продавца на договоре с такими условиями – показатель соответствия фактического пробега заявленному.

Каждая ситуация имеет свои нюансы.

Если у Вас проблемы с покупкой авто, хотите подстраховаться заранее или уже пострадали от действий «перекупов», обращайтесь ко мне за консультативной помощью по тел. 8 (928) 843-66-25 или пишите в WhatsApp.

Прайс на мои услуги:

  • Бланк правильного договора купли-продажи авто – 500 руб.
  • Составление правильного договора купли-продажи авто по сканам Ваших документов – 1500 руб.
  • Изучение комплекта Ваших документов для определения судебной перспективы – 2 000 руб.
  • Составление претензии продавцу – от 2 000 руб.
  • Составление иска в суд – от 3 000 руб.
  • Возможно дистанционное ведение дела и услуги на стадии исполнения решения суда.

Ваш адвокат Усов Игорь Александрович

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: