Лишение водительских прав за встречку - AUTOS-RUS.RU

Лишение водительских прав за встречку

Наказание за «встречку»: чем угрожает ч. 4 ст. 12.15 КоАП?

Максим Иванов
Автор статьи
Практикующий юрист с 1990 года

Выезд на «встречку» нарушение серьезное, и да, за него действительно могут отобрать водительское удостоверение. Могут, но не обязаны – предусмотрен и альтернативный вид наказания в виде штрафа. Конечно, если вы лихач, и за плечами с десяток неоплаченных протоколов – быть беде. Но если выезд на «встречку» был случайностью, перспектива стать пешеходом на полгода туманна. Но все же есть.

Мы в Правовед.RU знаем, как избежать лишения прав за такие грешки на дороге, и готовы делиться актуальной информацией с пользователями. Но обо всем по порядку.

Санкция: что угрожает водителю?

Выезд на полосу встречного движения, равно как и на трамвайные пути встречного направления, если это не связано с объездом препятствия, квалифицируется как административное правонарушение по части 4 статьи 12.15 КоАП. Санкция части предусматривает два вида ответственности:

  • штраф 5 тыс. рублей;
  • лишение прав на 4-6 месяцев.

Но применить их можно только при условии, что выезд на «встречку» был совершен с нарушением ПДД – маневр должен быть прямо запрещен Правилами (Определение КС РФ № 6-О-О от 18.01.2011). Перечень случаев, когда такой выезд считается нарушением, определен п. 15 Постановления Пленума ВС РФ № 20 от 25.06.2019, в том числе движение по встречной полосе:

  • на любой дороге с двусторонним движением, если она разделена трамвайными путями, разделительной полосой и другими запрещающими пересечение видами разметки;
  • для обгона или объезда на дороге с двусторонним движением и четырьмя и более полосами движения;
  • если это крайняя полоса на дороге с тремя полосам, средняя из которых предназначена для движения в обоих направлениях;
  • для обгона движущегося впереди ТС, совершающего обгон или объезд препятствия по той же полосе;
  • для объезда стоящего перед ЖД-переездом транспорта и так далее.

Если выезд на «встречку» нарушает требования дорожных знаков или разметки, это может стать основанием для привлечения к ответственности по части 4 статьи 12.15 КоАП, только если такой знак или разметка нанесены в соответствии с законодательством и отражены на схеме организации дорожного движения. Если есть сомнения в их законности, при рассмотрении дела требуйте истребования такой схемы.

Штраф или лишение?

Лишение прав изначально рассматривается Кодексом как наказание за грубые нарушения ПДД (ст. 3.8 КоАП). Другими словами, оно носит более строгий характер, нежели денежное взыскание, а потому и угрожает только злостным нарушителям за дерзкое и систематическое пренебрежение ПДД. Остальные же могут рассчитывать на штраф.

Но от чего зависит: штраф или лишение прав? Как определяется грубость и систематичность нарушения? Исключительно индивидуально и с учетом обстоятельств конкретного дела. При его рассмотрении должностное лицо ГИБДД или судья (если полиция передала дело в суд) обязаны учитывать характер и особенности правонарушения:

  • длительность движения по встречной полосе;
  • траекторию движения;
  • дорожную обстановку, состояние разметки;
  • мотивы водителя, его личность, имущественное и семейное положение;
  • наличие препятствий на дороге и иных уважительных причин;
  • наличие отягчающих (повторность, состояние опьянения и пр.) и смягчающих (раскаяние, оказание содействия в расследовании, состояние аффекта, стечение тяжелых семейных обстоятельств и пр.) вину обстоятельств;
  • систематичность и повторность однородных административных нарушений, наличие непогашенных штрафов и прочие обстоятельства.

Совокупность этих фактов позволяет объективно оценить, было ли нарушение ПДД достаточно грубым, чтобы повлечь лишение прав или все-таки можно ограничиться штрафом. Ключевую роль здесь сыграет и то, что вы скажете инспектору при составлении протокола.

Что сказать инспектору?

Представим, что претензия инспектора обоснована: вы действительно выехали на «встречку» в нарушение ПДД. Но тот факт, что вас застукали, еще не значит, что вы не имели уважительных причин.

Например, вы могли не заметить осевую разметку, так как она стерлась или была занесена снегом. Но ее отсутствие придется доказать, без оспаривания наличия разметки или знаков аргумент «не заметил» не работает (Постановление ВС Татарстана по делу № 4а-745/2019 от 29.04.2019). Или, скажем, вас вынесло на встречную полосу из-за экстренного торможения в опасной дорожной ситуации. Так как умысла в нарушении ПДД не было, за такое не накажут.

Можно и вовсе давить на то, что инспектор ошибся, и вы отнюдь не пересекали разметки, а лишь наехали на нее колесом. Либо причиной выезда стал лежащий на дороге человек. Который, правда, сразу встал и ушел. А может быть на пассажирском сидении была рожающая жена или бабушка с подозрением на сердечный приступ, срочно нуждающаяся в госпитализации?! Правда, чтобы такие аргументы сработали, запаситесь доказательствами и представьте их группе разбора или судье.

Судебная практика

Судебная практика по части 4 статьи 12.15 КоАП, прямо скажем, неоднозначна и в каждом конкретном случае отличается, что связано с индивидуальными обстоятельствами каждого конкретного дела. Мы обратили внимание на наиболее показательные примеры, которые помогут водителям выработать правильную стратегию защиты. Итак, разбирая свою ситуацию, вам стоит обратить внимание на то, что:

  • в постановлении о назначении водителю наказания должен быть указан конкретный пункт ПДД, который был им нарушен, а иначе оно незаконно (Постановление ВС РФ № 18-АД16-169 от 12.12.2016);
  • отсутствие в протоколе сведений о понятых и свидетелях, а также несохранение видеозаписи нарушения и прочие процессуальные нарушения при составлении протокола вызывают неустранимые сомнения в виновности лица, а потому постановление подлежит отмене (Решение Иркутского областного суда № 21-252/2019 от 29.04.2019);
  • ссылка водителя на то обстоятельство, что он работает водителем, может стать основанием для неприменения к нему наказания в виде лишения прав только тогда, когда он может подтвердить, что занимается таким видом деятельности официально и на законных основаниях (Постановление Ульяновского облсуда по делу № 4А — 374/2019 от 23.09.2019);
  • выезд на «встречку», обусловленный крайней необходимостью, то есть совершенный в целях устранения опасности, даже если он совершен в нарушение ПДД, не может быть основанием для привлечения по ч. 4 ст. 12.15 КоАП. (Определение КС РФ № 6-О-О от 18.01.2011);
  • выезд на «встречку» квалифицируется по ч. 4 ст. 12.15 КоАП только в тех случаях, когда это прямо запрещено ПДД. Если движение по встречной полосе сопровождается другими правонарушениями, не связанным с запретом такой езды, ч. 4 ст. 12.15 КоАП не применяется, а правонарушение подлежит переквалификации (Постановление ВС РФ № 12-АД16-1 от 29.02.2016);
  • совершение неумышленного выезда на встречную полосу при наличии у нарушителя смягчающих обстоятельств (наличие на иждивении детей, инвалидов, характер работы, требующий использование ТС) может быть основанием для замены наказания в виде лишения прав на штраф (Решение Каякентского районного суда по делу № 12-64/2015 от 24.07.2015).

Закончим тем, чем и начинали: не спешите прощаться с правами, подумайте лучше о том, что может вас оправдать!

Выезд на встречку: когда лишат прав, а когда — нет

Выезд на встречную полосу — серьезное нарушение, которое чаще всего наказывается лишением прав на срок от 4 до 6 месяцев либо до 12 месяцев, если совершается повторно в течение года. Штрафом в размере 5000 руб. дело ограничивается, только если нарушение зафиксировано камерой (либо в редких случаях по решению суда). При этом есть масса ситуаций, когда выезд на встречку квалифицируется по другим статьям либо вообще не подразумевает нарушения.

В большинстве ситуаций, когда это запрещено, выезд на встречку подразумевает лишение прав, объясняет автоюрист Сергей Смирнов. Это касается движения по встречной полосе, обгона через сплошную линию разметки, выезда на трамвайную полосу встречного направления, а также движения по односторонней дороге в противоположном направлении. Причем езда задом по односторонней дороге тоже квалифицируется как движение по встречной полосе с теми же последствиями.

На дорогах, где в одном направлении организовано движение автомобилей, а в другом — маршрутного транспорта, действуют те же самые правила. Выезд на полосу, предназначенную для встречного автобуса, подразумевает лишение прав, причем одновременно водителя можно наказать и за движение по полосе для общественного транспорта. А вот если выехать на сторону дороги для движения маршрутного транспорта, но в попутном направлении, прав не лишат. Это действие равносильно выезду на обычную выделенку со штрафом 1500 руб. или 3000 руб. в Москве и Санкт-Петербурге.

Существует целый набор типичных ошибок, когда при повороте налево водитель может лишиться прав. Все они так или иначе связаны с выездом на встречную полосу, поэтому и квалифицируются соответствующим образом. Первый вариант — срезка траектории, когда автомобиль при повороте попадает в нужную полосу, предварительно зацепив встречную. Второй — слишком ранний поворот, когда машина начинает маневр, уже находясь на встречной, например при объезде стоящего на светофоре автомобиля. Большой ошибкой также является разворот на перекрестке через полосу встречного, а не попутного движения, что тоже грозит лишением прав.

Российские ПДД разрешают совершать обгон на перекрестке только при движении по главной дороге и при условии, что разметка и знаки позволяют такие маневры. Во всех иных ситуациях обгон запрещен — это касается движения и по второстепенной дороге, и на перекрестке, который регулируется светофором либо инспектором ГИБДД. Обгон в такой ситуации однозначно трактуется как запрещенный выезд на встречную полосу с последующим лишением прав.

Легальный обгон, который был завершен после окончания прерывистой линии разметки, тоже трактуется как незаконный выезд на встречную полосу. «Многие водители пытались судиться, объясняя, что выехали на встречку, когда это было разрешено. Но Верховный суд разъяснил, что перед началом обгона водитель должен убедиться, что успеет завершить маневр по правилам», — добавляет Сергей Смирнов. Это решение юрист считает логичным, так как сплошная линия появляется уже там, где нахождение на встречной полосе является опасным.

Читайте также  Покупаю машину с рук что нужно знать

Правила не регламентируют, что именно считать выездом на встречную. «Установлено наказание именно за факт выезда, поэтому формально выездом считается попадание на встречную полосу любой части автомобиля, даже если это половина колеса», — объясняет юрист. Идея в том, добавляет Смирнов, что теоретически даже половины колеса достаточно для тяжелой аварии, если выступающая часть автомобиля на скорости столкнется с встречной машиной, которая по праву будет находиться на своей полосе.

Прерывистая разметка вполне может соседствовать с запрещающим обгон знаком, и в этой ситуации выезд на встречную полосу запрещен. Однако Сергей Смирнов уточняет, что на дорогах такая комбинация встречается редко: «Такое бывает, если выставлен временный знак запрета обгона, например в зоне ремонтных работ. И нарушение в этом случае, разумеется, грозит лишением прав». С другой стороны, под знаком запрета обгона может находиться табличка начала действия знака, добавляет юрист: «Под знаком стоит табличка, которая говорит о том, что через 500 метров обгон будет запрещен. Но многие не разбираются и думают, что обгон запрещен уже с этого места, поэтому боятся выходить на встречную».

Более серьезное наказание за две сплошных не более чем миф. Закон не делает разницы между пересечением одинарной или двойной линий разметки. «Одинарная разметка рисуется обычно там, где на дороге есть только две полосы для движения, а двойная — там, где их как минимум четыре. Нет никакой разницы, выехали вы на встречку через одинарную или двойную линии — наказание будет одинаково строгим», — объясняет Смирнов.

Кроме перечисленных выше случаев с явным движением по встречной полосе, сами по себе маневры поворота и разворота через сплошную линию являются более мягкими нарушениями и не наказываются лишением прав. Такие маневры описываются частью 2 ст. 12.16 КоАП и наказываются лишь штрафом от 1000 до 1500 рублей.

Разворот на перекрестке с пересечением односторонней дороги вообще не является нарушением, хотя водитель в момент маневра кратковременно движется во встречном направлении. Сергей Смирнов полагает, что это слишком лояльный подход: «По логике это столь же опасное нарушение, потому что не важно, в результате чего автомобиль оказывается на встречке и создает там опасность — просто едет, поворачивает или разворачивается».

Заезды на АЗС, парковку магазина или другую территорию, которая не относится к дорожной сети, часто бывают организованы по схеме одностороннего движения: въезд с одной стороны, выезд — с другой. При этом оба обозначены знаками направления движения и «кирпичами» с неверных сторон. Однако нарушение порядка проезда на прилегающих территориях квалифицируется по-другому. Даже если водитель выехал с заправки под запрещающий знак через въезд, ему могут выписать только предупреждение или штраф 500 руб. по части 1 ст. 12.16 КоАП.

Правила позволяют обгонять тихоходные транспортные средства, которые едут не быстрее 30 км/ч в зоне действия знака «Обгон запрещен», причем тихоход должен быть обозначен красным треугольником с желтой окантовкой. Но стоит иметь в виду, что обгон разрешается при наличии прерывистой разметки или полном ее отсутствии. Раньше дозволялось обгонять тихоходов и через сплошную, но с 2017 года это запрещено, замечает Сергей Смирнов: «Это всегда был очень спорный момент, но несколько лет назад в правила внесли уточнение: сплошную линию разметки 1.1 пересекать запрещено во всех случаях».

Современные ПДД трактуют обгон как маневр опережения попутного транспорта, связанный с выездом на полосу встречного движения. Объезд машины без выезда на встречку является опережением и не запрещается знаком «Обгон запрещен». То есть можно легально опередить медленный грузовик, который прижался правее или даже съехал на обочину. Другое дело, что выезд на обочину для тихохода может обернуться штрафом за езду по обочине, но во многих местах две машины вполне умещаются в пределах одной обозначенной полосы.

Штрафы за выезд на встречную, стоянку и обгон: как по закону

В России за одно и то же нарушение могут оштрафовать как на 500 рублей, так и на 5 тысяч.

Пленум Верховного суда объяснил водителям, судам и сотрудникам ГИБДД, как правильно штрафовать за нарушения, по каким статьям наказывать и что делать в сложных случаях. Мы уже разобрали две части этого постановления:

В очередном разборе речь пойдет о преимущественном праве, нарушениях при обгоне, выезде на встречную полосу, правилах стоянки и обязанностях после ДТП. Главные судьи страны объяснили нюансы, которых нет в административном кодексе и о которых чаще всего не знают даже инспекторы и суды. Из-за неправильной квалификации водители теряют деньги и права. Вот что нужно знать, чтобы такого не случалось.

За что могут назначить штраф

  • Не уступил дорогу машине с преимущественным правом движения
  • Не уступил дорогу машине с разметкой и мигалками
  • Выехал на встречную полосу с нарушением правил
  • Обогнал машину, когда это запрещено
  • Нарушил правила остановки и стоянки
  • Причинил вред здоровью из-за нарушений ПДД
  • Не выполнил обязанности после ДТП

Преимущественное право движения

Если водитель не уступил дорогу машине, у которой на конкретном участке дороги есть преимущественное право движения, его могут оштрафовать на 1000 Р по ч. 2 ст. 12.13 или на 500 Р по ч. 3 ст. 12.14 КоАП РФ.

Предоставить преимущественное право — значит не начинать движение, прекратить маневр или остановиться, если иначе машине с преимущественным правом придется изменить направление или скорость движения.

Но если машина едет не по правилам, то у нее нет преимущественного права. И водители не обязаны уступать ей дорогу. А значит, и штрафовать их тоже нельзя.

Например, автомобиль едет по обочине, встречной полосе или выезжает на перекресток на красный свет, а водитель другой машины не уступил ему дорогу. Он и не должен уступать — даже если есть признаки преимущественного права движения. Тут нет повода для штрафа. Используйте это, чтобы не потерять деньги из-за чужих нарушений: ссылайтесь на пункт 14 постановления Пленума ВС № 20.

Преимущественное право машин с разметкой и мигалками

Скорой помощи, пожарной охране, полиции, ДПС, спасательным службам и другим автомобилям со специальной разметкой, синими маячками и сиреной нужно предоставлять преимущество при движении — то есть пропускать такие автомобили. Если не пропустить, за это штрафуют по ч. 2 ст. 12.17 КоАП РФ — на 5000 Р , а могут и лишить прав на срок до года.

Но нарушением это будет считаться, только когда соблюдаются два условия:

  1. Синяя мигалка и сирена включены одновременно. Если есть только звук или только маячок, этого недостаточно для лишения прав. Маячки другого цвета тоже не в счет.
  2. Маячок и звук включили при выполнении неотложного служебного задания, а не просто чтобы объехать пробку.

Выезд на встречную полосу с нарушением правил

Если водитель выехал на встречную полосу из-за того, что нарушил правила дорожного движения или проигнорировал разметку, его могут оштрафовать по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ — на 5000 Р . По той же статье могут лишить прав на полгода. И это не то же самое, что выезд на встречную полосу при объезде препятствия: за такое штраф меньше, а лишение прав вообще не предусмотрено.

Запреты выезда на встречную полосу, при нарушении которых грозит лишение прав, упоминаются, например, в таких пунктах ПДД: 8.6, 9.1.1, 9.2, 9.3, 9.6, 11.2, 11.4, 15.3.

Если обгонять скорую помощь по встречке или не выполнять требования знаков «Круговое движение» и «Въезд запрещен», это тоже попадает под ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ, по которой лишают прав.

Когда маневр с выездом на встречную полосу начинается без нарушения ПДД, а заканчивается с нарушением — это повод для большого штрафа или лишения прав.

Но Верховный суд объяснил, что знаки и разметка, при нарушении которых водитель выезжает на встречку, должны быть установлены там, где положено, и отмечены на дорожной схеме. Это касается даже временных знаков. Рассматривая дело о лишении прав за выезд на встречную полосу, суд может истребовать схемы и проекты дорог. Если знак там не отмечен и нет разметки, то и нарушения тоже нет — а значит, штрафовать на 5 тысяч не положено. И тем более нельзя лишать прав.

Обгон запрещен

Знак 3.20. Этот знак означает запрет обгона. Если водитель нарушил запрет и выехал на встречную полосу, это нарушение попадет под ч. 4 ст. 12.15 — можно потерять права на полгода. Но для запрета есть исключения: нельзя обгонять любой транспорт, кроме гужевых повозок, велосипедов, мопедов, мотоциклов без прицепа.

Если других запретов кроме знака 3.20 нет, то выезд на встречную при обгоне велосипеда под лишение прав не попадает. Потому что велосипеды обгонять не запрещено. Но будьте внимательны: кроме знака 3.20 бывают другие запреты на обгон, например на пешеходных переходах или опасных поворотах.

Знак 3.20 «Обгон запрещен»

Тихоходный транспорт. Тихоходные транспортные средства тоже можно обгонять, даже если есть знак 3.20, но нет других запретов. Но с этим бывают проблемы: по правилам на тихоходное транспортное средство нужно установить специальный знак — красный треугольник в желтой рамке.

Не все водители соблюдают это условие. Получается, что хотя каток или трактор не могут ехать быстрее 30 км/ч , но без знака их как будто нельзя обгонять.

Читайте также  Договор купли продажи погрузчика образец

Верховный суд объявил, что можно. Даже если нет опознавательного знака, но завод-изготовитель установил максимальную скорость не больше 30 км/ч , такой транспорт можно обгонять. Но тут важны именно заводские характеристики. Если транспорт просто едет медленнее 30 км/ч , но мог бы ехать быстрее, обгонять нельзя — чревато лишением прав.

Если вас хотят оштрафовать за выезд на встречную полосу при обгоне асфальтоукладчика — якобы обгон был запрещен, — то можно сохранить права и деньги: ссылайтесь на пункт 15 постановления Пленума. Асфальтоукладчик — тихоходный транспорт, даже если на нем нет красного треугольника.

Опознавательный знак для тихоходного транспорта

Нарушение правил остановки и стоянки

В разделе 12 ПДД описаны правила стоянки транспорта. Например, нельзя оставлять в машине маленьких детей, останавливаться на пешеходном переходе и открывать двери, если это мешает другим машинам. За нарушение этих правил штрафуют по ч. 1 ст. 12.19 КоАП РФ — штраф 500 Р .

Но есть нарушения, за которые штрафы будут выше. Например, если припарковаться на местах для инвалидов, можно потерять 5000 Р : это уже ч. 2 ст. 12.19 КоАП РФ.

За стоянку на тротуаре штраф 1000 Р по ч. 3 той же статьи. А вот если оставить машину на детской площадке или газоне, под ст. 12.19 КоАП это вообще не попадает — за такое могут наказать только по региональным законам.

Если машина стоит одновременно и на тротуаре, и на газоне, то оштрафуют и по ст. 12.19 КоАП РФ, и по региональному административному кодексу.

Стоянка и остановка в зоне дорожных знаков, которые ее запрещают, — это повод для штрафа уже не по ст. 12.19, а по ч. 4 ст. 12.16 КоАП РФ. Штраф — 1500 Р , для Москвы и Петербурга — 3000 Р . А еще машину могут задержать.

Если машина стоит под запрещающим знаком, это длящееся нарушение. Даже когда автомобиль оставили на час или два, штраф может быть только один. Нельзя три раза зафиксировать камерой неправильно припаркованную машину и отправить владельцу три постановления. Но если на машине уехали, а потом опять оставили ее под знаком «Остановка запрещена», тогда первое нарушение прекратилось и началось второе — и штрафа тоже может быть два.

Вред здоровью из-за нарушений ПДД

Если водитель нарушил правила дорожного движения и причинил кому-то легкий или средний вред, его оштрафуют по ст. 12.24 КоАП РФ. За легкий вред придется заплатить до 5000 Р , за средний — до 25 000 Р . Или можно остаться без прав. Ущерб потерпевшему нужно возмещать отдельно.

По этой статье наказывают только водителей. Если правила дорожного движения нарушил пешеход и из-за этого кто-то пострадал, виновника накажут по ч. 2 ст. 12.30 КоАП РФ. За легкий и средний вред здоровью можно получить штраф от 1000 до 1500 Р , а не 5 тысяч, как для водителей.

Если в ДТП пострадал только водитель, то есть он и нарушитель, и потерпевший, его по статье 12.24 КоАП не штрафуют. Платить деньги в бюджет за вред здоровью придется только в том случае, если по вине водителя пострадал другой человек. Зато водителя могут оштрафовать за нарушение, которое он допустил. Например, за проезд на красный свет или за неисправные тормоза.

Когда по вине водителя причинен вред нескольким людям, протокол все равно один, а в нем указаны все потерпевшие. Если есть и легкий, и средний вред, дела объединяют в одно и назначают наказание по более строгой части статьи 12.24 КоАП РФ, а не несколько штрафов за разные виды вреда здоровью.

Обязанности после ДТП

У водителя, который попал в ДТП, есть обязанности по закону. Например, нельзя пить алкоголь и уезжать с места аварии, нужно установить знак аварийной остановки, оказать помощь пострадавшим, вызвать скорую и сотрудников ГИБДД. Кто не соблюдает обязанности, получает штраф по ст. 12.27 КоАП РФ. По этой статье штрафуют только водителей. Для пешеходов, пассажиров и велосипедистов за аналогичные нарушения есть статьи 12.29 и 12.30 КоАП РФ.

Если водитель уедет с места аварии, он может остаться без прав на полтора года. Даже когда никто не пострадал. И даже если нужно было всего лишь заполнить извещение для ОСАГО без вызова полиции: это тоже считается оставлением места ДТП и наказывается по ч. 2 ст. 12.27 КоАП.

Если водитель повез пострадавшего в больницу, а потом не вернулся, это тоже ч. 2 ст. 12.27 КоАП — с лишением прав или административным арестом.

Уезжать с места ДТП нельзя даже тем водителям, которые спровоцировали ДТП, хоть и не столкнулись с другими машинами. Например, водитель подрезал автомобиль с нарушением ПДД, сам никого не задел, но из-за этого маневра столкнулись другие машины. Если нарушитель видел, что случилось ДТП, но уехал, это ч. 2 ст. 12.27 КоАП и лишение прав.

Пить алкоголь и принимать запрещенные вещества после ДТП тоже нельзя. Для нарушителей этого запрета в административном кодексе есть отдельная санкция — по ч. 3 ст. 12.27 КоАП. Чтобы доказать, что водитель выпил после аварии, нужно провести освидетельствование. За отказ от проверки на алкоголь — отдельное наказание. Если от стресса после ДТП или в ожидании инспекторов выпить бутылку пива, можно потерять права на два года и 30 тысяч рублей.

Впереди четвертая часть разбора для водителей. Подпишитесь, чтобы не пропустить.

Когда выезд на встречку не карается лишением прав

ГАИ впервые дало разъяснение, когда выезд на встречку не карается лишением прав
Ужесточение ответственности за нарушения дорожных правил породило огромное количество спорных случаев. Одной из самых суровых для водителей стала кара за пересечение сплошной разделительной линии. Всех поголовно, кто попался на этой опасной черте, гаишники отправляют в суд, а там автоматически штампуют решение — лишить прав.

Департамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД специально для «Российской газеты» разъяснил, какие статьи обновленного Кодекса об административных правонарушениях должны применяться в различных случаях проезда через сплошную. Этот правовой комментарий в равной степени важен и для водителей, и для автоинспекторов.

Никакой закон не может предусмотреть всех возможных ситуаций на дороге. Инспекторы зачастую трактуют его так, как им удобнее, а может быть, и выгоднее. Проблема еще и в том, что состояние российских дорог и организация движения зачастую вынуждают водителя отступать от правил. Хочешь, не хочешь, а нарушишь. В некоторых местах встречаются такие ямы, которые безопаснее объехать по встречной, если, конечно, там свободно, чтобы не остаться без колес. Встречаются участки, где на протяжении десятков километров нет ни одного разрыва в сплошной. Причем без видимых на то причин. Ощущение, что в той машине, которая рисовала разметку, попросту испортился подъемный механизм, отрывающий кисть от асфальта.

В результате водители, долгое время ползущие за трактором, увидев возможность для обгона, на свой страх и риск нарушают правила.

Если учесть, что законодательство в сфере безопасности дорожного движения у нас меняется по несколько раз в год, то не у каждого автолюбителя получается отследить все нововведения. Поэтому когда ему говорят, что он совершил нарушение, за которое грозит лишение прав, он в большинстве случаев верит. А некоторые недобросовестные сотрудники ДПС этим пользуются.

Раньше выездом на встречную полосу считался любой маневр, когда колеса автомобиля пересекали сплошную: разворот, поворот, обгон. И все однозначно каралось лишением прав или штрафом. Такое жесткое определение вынес Верховный суд. Но с 1 июля ситуация изменилась. И в обновленном Кодексе об административных правонарушениях четко прописано, за что лишать прав, а какое пересечение сплошной (или двойной сплошной — разницы нет) карать штрафом.

Заместитель начальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД Владимир Кузин дал официальные разъяснения правоприменения тех или иных статей КоАП. Он на бумаге и по схемам показал, за какое нарушение водитель останется без прав, а какое грозит ему только штрафом. Эти пояснения- своеобразная помощь автолюбителю в трудных ситуациях общения с автоинспекторами.

Ответственноcть за въезд на встречную предусмотрена статьей 12.15 КоАП. До сих пор наиболее частое нарушение — это обгон по встречной полосе (ситуация 1). И эта ситуация прописана однозначно в части 4 этой статьи. За такое нарушение положено безальтернативное лишение права управления на срок от 4 до 6 месяцев. Не спасет даже уверение в том, что вы обгоняли трактор, который ехал со скоростью 20 километров в час. Конечно, водитель трактора виноват в том, что не съехал на обочину и не пропустил все машины, которым он мешал. А это его обязанность, прописанная в правилах. Но ссылка на чужое нарушение не спасет от лишения прав того, кто обгонял тихоходный транспорт по встречке.

Ситуация 2 — тоже квалифицируется по части 4 статьи 12.15. При повороте налево водители часто начинают маневр, не доехав до прерывистой линии. Объяснение простое — остался метр-другой до разрыва в сплошной, а хочется успеть проскочить под горящую стрелку. Но фактически водитель выезжает на полосу встречного движения. И тем самым создает опасную ситуацию. Ведь из поворота навстречу мог выезжать другой автомобиль. Сэкономленный метр на повороте также без вариантов оставит нарушителя без прав.

Все другие случаи пересечения сплошной оставляют водителю шанс отделаться штрафом.

Рассмотрим часто встречающуюся ситуацию, когда единственный ряд дороги перегородил стоящий автомобиль (ситуация 3). Объезжать такое препятствие полагается справа. Но если такой возможности нет — то вы можете объехать ее и слева, предварительно уступив дорогу встречным транспортным средствам. И автоинспектор не должен наказывать вас за такое пересечение сплошной и выезд на встречную. Однако если была возможность объехать препятствие с правой стороны, а вы решили, что с левой будет быстрее или проще, то вам придется отвечать по части 3 статьи 12.15 — выезд на встречку, соединенный с объездом препятствия. За такое нарушение положен штраф — от 1000 до 1500 рублей.

Читайте также  Суммируются ли сроки лишения водительских прав

Особый разговор — о развороте через сплошную (ситуация 4). Большинство водителей убеждены, что за такой грубый маневр без альтернативы отберут права. Автоинспекторы нередко поддерживают это заблуждение. Однако по новым правилам, если водитель развернулся через сплошную, то он «совершил выезд в нарушение ПДД на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, соединенный с разворотом». Ему грозит ответственность по части 3 статьи 12.15. Но это не лишение прав, а штраф от 1000 до 1500 рублей.

Точно также карается другое распространенное нарушение — поворот налево через сплошную (ситуация 5). В таких случаях водитель пересекает сплошную линию и встречную полосу. И попадает под часть 3 статьи 12.15. Подобное нарушение считается выездом на встречную полосу, соединенным с поворотом налево. Оно карается только штрафом. Правда, тоже существенным: от 1000 до 1500 рублей.

Нередко проблему составляет выезд со двора или из переулка на улицу с двусторонним движением. Если на ней — сплошная линия, то левый поворот будет грубым нарушением (ситуация 6). Однако права за такой опасный маневр не отберут. Отвечать вам придется по статье 12.16 — за несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой. За это нарушение предусмотрен штраф в размере 100 рублей.

Подробный разбор других случаев, связанных с выездом на встречную полосу, будет опубликован в ближайших номерах «Российской газеты».

Лишение водительских прав за встречную полосу

Использование для движения встречной полосы, согласно законодательству, является нарушением. Лишение прав за выезд на встречную полосу или штраф — стандартное взыскание за это правонарушение.

В соответствии с ГОСТом по строительству автомобильных дорог России, каждая из полос должна быть шириной не менее 3 метров. Наказание последует даже в тех ситуациях, когда допущен переезд линии лишь одним из колес автомобиля.

Важно! В качестве послабления для взыскания может считаться обстановка, когда отсутствует или неправильно установлен запрещающий знак, а также плохо видно разделительную полосу.

Нужно понимать, что выезд на встречную сторону движения всегда сопровождается огромным риском. Поэтому необходимо с особой внимательностью подходить к подобного рода маневрам.

Каким законом обосновано изъятие водительских прав за встречку?

Лишение прав за встречную полосу предусматривается п.3 ст.12.15 КоАП Российской Федерации.

Из этой статьи Кодекса следует, что нарушение предусматривает два вида наказания. Это может быть наложение административного взыскания либо лишение водителя права на управление техсредством.

Если нарушение квалифицируется согласно п.4 ст.12.15 КоАП РФ, то взыскание предусматривает и изъятие ВУ.

При этом многие автолюбители заблуждаются, что если у суда есть выбор между взысканием денежных средств и лишением, то суд ограничится административным взысканием. Существуют примеры в судебной практике с фактами ужесточения решений, выносимых в соответствии со статьей. Кроме того, каждое дело рассматривается с точки зрения присутствия отягчающих и смягчающих обстоятельств. При наличии отягчающих обстоятельств обязательно будет назначено изъятие ВУ.

Могут ли быть в действии водителя оправдательные мотивы?

Шанс избежать наказания за встречку появляется у автолюбителей в тех ситуациях, когда совершенное нарушение оправдано с точки зрения ПДД.

Также стоит обозначить, что некоторые ситуации с перемещением по стороне встречного движения являются правомерными и не влекут наказания в виде изъятия удостоверения водителя. Но такие маневры допустимы лишь в ситуациях, предусмотренных рамками действующего законодательства РФ. Эти обстоятельства рассматриваются в ходе судебного заседания и предусматривают наложение административного штрафа, размер которого также устанавливается судом.

Важно! В тех прецедентах, когда совершенный выезд на полосу, предусмотренную для встречного движения, был зафиксирован с помощью камеры, наказание может быть только в виде административного штрафа. Лишение прав за встречку в такой обстановке не допускается.

Также сохранить ВУ удастся в следующих случаях:

  • нарушение было вызвано крайним обстоятельством (ст. 2.7 КоАП России);
  • правонарушение фиксировали дорожные средства фото- или видеофиксации, а не сотрудники автоинспекции;
  • был только заезд на сплошную, а не ее переезд;
  • появилась крайняя необходимость переехать сплошную, например, при объезде препятствия (пробка не относится к таковым).

Несмотря на то, что пересечение сплошной с выездом на сторону встречного движения для объезда препятствия может вызвать наказание в виде штрафа, часто судья выносит автолюбителю, который совершил подобный маневр, оправдательный приговор, поэтому оплачивать взыскание не придется.

Важно! Необходимо помнить – полное отсутствие дорожной разметки предполагает, что трасса имеет четное количество полос для движения ТС.

Если на трассе нет разделительной линии, но ширины хватает для четырех полос, то пересечение мысленной линии, то есть движение третьим рядом в попутном направлении, будет рассмотрено в качестве серьезного правонарушения. Во время судебного разбирательства, такие случаи часто заканчиваются лишением водителя права на управление транспортным средством.

Могут ли заменить изъятие на штраф?

Сохранить водительское удостоверение автолюбитель может только в тех ситуациях, когда переезд сплошной линии автодорожного полотна был оправдан согласно правилам дорожного движения и законодательным нормам. В противном случае предполагается лишение или штраф за встречку.

Выезд на встречку с пересечением сплошной или пунктирной разделительной линии, а также при ее отсутствии, разрешено лишь в некоторых ситуациях. Только при этих обстоятельствах можно избежать правомерного наказания, предусмотренного законодательством.

Подобные обстоятельства чаще всего приводят к взысканию денежных средств, размеры которого назначаются в ходе судебного разбирательства и после изучения постановления об административном правонарушении.

Штраф может быть назначен также в тех случаях, когда правонарушение, предусматривающее лишение прав за выезд на встречку, было зафиксировано дорожной камерой фото- или видеофиксации, а не сотрудником автоинспекции. Согласно законодательным нормам, такие доказательства не могут привести к изъятию ВУ.

Согласно ст.2.7 КоАП Российской Федерации, лишение водительских прав за встречку не предусматривается в следующих случаях:

  • крайняя необходимость на совершение маневра, предполагающего пересечение сплошной линии;
  • фиксация нарушения с помощью дорожной фото- или видеокамеры;
  • наезд на разделительную линию, а не ее переезд;
  • объезд препятствия (пробка таковым не является).

Пересечение сплошной разметки может быть допущено в подобных ситуациях:

  1. Узкая дорога. Перемещение по дорожному полотну без разметки с необходимостью повернуть налево.
  2. Участок дороги без разметки. Отсутствие знаков, разрешающих левый поворот. Наличие знаков, запрещающих обгон.
  3. Дорожный участок с тремя полосами. Разделительная линия присутствует, но нет предпосылок для запрета обгона по средней полосе. Пересечение разметки разрешается для поворота налево.
  4. Объезд препятствий. Пересечение сплошной линии и выезд на встречку для объезда препятствия предусматривает взыскание в размере 1000-1500 р. Однако в таких случаях судьей может быть вынесено решение о полной невиновности и снятие штрафных санкций.
  5. Выезд за линию одним колесом. Важно понимать, что такое нарушение будет сложно доказать или опровергнуть. Впрочем, как и наезд на сплошную разметку без пересечения любым из колес.

Если по какой-либо причине впереди идущее транспортное средство неожиданно остановилось и заглохло, при этом не выехав на обочину, то водитель, следующий за ним, будет вынужден совершить объезд. В таких обстоятельствах маневр с пересечением сплошной разметки или движение по трамвайным путям с целью опережения будет оправдан, поэтому не приведет к лишению за встречку.

Это же относится к ситуациям, когда на дороге происходит авария, и участники ДТП перекрывают дорожное полотно. В подобных обстоятельствах предусматривается объезд препятствия каждым из автолюбителей, проезжающих мимо.

Важно! Если впереди идущий автомобиль остановился, создав затруднение для других автолюбителей, но при этом остался исправным и не является участником ДТП, то он не считается препятствием. В таких случаях объезд ТС с выездом на встречную сторону может повлечь соответствующее наказание.

Водителю придется дождаться начала движения остановившейся машины. К подобным ситуациям относят пробку, когда множество автолюбителей пытаются быстрее добраться домой, оправдывая нарушение наличием препятствия. Однако исправное ТС, стоящее на дорожном полотне, препятствием не является.

Пересечение разметки, выполненной пунктирной линией, при опережении или обгоне транспортного средства, идущего в попутном направлении, не является правонарушением. В данном случае необходимо лишь убедиться в отсутствии автомобилей встречного направления и правильно оценить скорость и расстояние, что необходимо для безопасного завершения маневра.

При этом важно помнить, что при отсутствии разметки на узких дорогах водителю также придется самостоятельно оценить ширину, необходимую для безопасного обгона.

В тех случаях, когда на дорожном полотне отсутствует разметка, но его ширины достаточно для 4 полос движения, выезд за пределы может стать причиной, по которой водителя лишили прав за встречку, поскольку подобное правонарушение считается злостным.

Подобные ситуации не предусматривают взыскания в виде административного штрафа. Судьей будут рассмотрены все обстоятельства дела и автолюбитель, скорее всего, будет лишен права на управление транспортным средством.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: