ФЗ о полиции применение физической силы - AUTOS-RUS.RU

ФЗ о полиции применение физической силы

Статья 20. Применение физической силы

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях:

1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;

2) для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;

3) для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.

2. Сотрудник полиции имеет право применять физическую силу во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия.

Комментарий к Ст. 20 федерального закона «О полиции» в РФ

Следует подчеркнуть, что конституционность положений статьи 13 Закона о милиции, в целом воспроизведенной статьей 22 Закона о полиции, оценивалась Конституционным Судом Российской Федерации, который признал, что указанные положения не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан .

———————————
См.: Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19 октября 2010 г. N 1400-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Бондаренко Константина Михайловича на нарушение его конституционных прав статьей 13 Закона Российской Федерации «О милиции».

Физической силой в соответствии с Законом о полиции следует считать не сопровождающиеся применением специальных средств и огнестрельного оружия действия сотрудника полиции, которые выражаются в его непосредственном физическом контакте с отдельными лицами либо имуществом, могут сопровождаться ограничением телесной неприкосновенности этих лиц, свободы их действий, передвижения или распоряжения какими-либо предметами, причинением боли, вреда здоровью или смерти, а также повреждением или временным изъятием принадлежащего кому-либо имущества в целях прекращения активного противоправного поведения этих лиц или в случае их противоправного бездействия самостоятельного исполнения сотрудником полиции своего законного требования.

Применение физической силы может выражаться в различных формах.

Во-первых, в форме боевых приемов борьбы, которые могут относиться к любым системам рукопашного боя — боксу, дзюдо, самбо, каратэ и т.п. — либо не входить ни в одну из них. Для Закона это безразлично, главное, чтобы способ силового воздействия, избираемый сотрудником полиции, — вид, сила, локализация и интенсивность ударов, удушающих, бросковых и других подобных приемов — был соразмерен характеру и степени опасности пресекаемого правонарушения, лиц, его совершивших, силе оказываемого ему противодействия, т.е. не был явно, очевидно для всех чрезмерным в данной ситуации. В случаях, когда сотрудник полиции находится в состоянии необходимой обороны и его жизни или жизни других лиц угрожает непосредственная опасность, допускается применение приемов борьбы, заведомо направленных на лишение жизни или тяжкого вреда здоровью посягающего лица, в том числе с использованием подручных средств (часть 3 статьи 18). В то же время запрещается применять приемы, а также иные формы физического воздействия, направленные на унижение человеческого достоинства, а также носящие характер наказания, пытки или издевательства.

Во-вторых, применение физической силы может иметь форму иного, не имеющего характера борьбы мускульного воздействия со стороны сотрудника полиции, направленного на физических лиц или имущество, осуществляемое в целях, предусмотренных статьей 20 Закона о полиции (например, помещение лица, находящегося в состоянии опьянения и не способного самостоятельно передвигаться, в служебный автомобиль, извлечение ключа из замка зажигания автомобиля, на котором остановленный правонарушитель пытается скрыться, выбивание ногой (плечом) двери в целях задержания предполагаемого преступника, стравливание воздуха из колес остановленного в результате преследования сотрудниками полиции транспортного средства, находящегося в розыске, водитель и пассажиры которого, отказываясь выходить, заперлись изнутри, либо повреждение стекол или дверных замков такого автомобиля для проникновения в него и задержания этих лиц и др.).

Закон о полиции, равно как и Закон о милиции, не определяет категории лиц, в отношении которых запрещено применение физической силы. Очевидно, что на законных основаниях она иногда может применяться и в отношении граждан, в действиях которых отсутствуют признаки какого-либо правонарушения (например, для недопущения посторонних лиц на место совершения преступления, где проводятся следственные действия).

Физическая сила применяется сотрудниками полиции, в случае если иные методы решения служебных задач, не связанные с применением мер государственного принуждения, в сложившейся ситуации невозможны или заведомо не приведут к требуемому результату.

Первое из предусмотренных Законом оснований применения сотрудниками полиции физической силы (пункт 1 части 1 статьи 20) — «для пресечения преступлений и административных правонарушений» — не следует понимать буквально. Вряд ли законодатель имел в виду все преступления и административные правонарушения — скорее всего, только те, которые совершаются путем действий, а не бездействия.

Второе основание применения сотрудниками полиции физической силы (пункт 2 части 1 статьи 20) — «для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц». Сотрудники полиции вправе применять физическую силу для доставления и задержания физических лиц, совершивших преступление или административное правонарушение, вне зависимости от формы противоправного деяния — действий или бездействия.

По общему правилу если лицо, совершившее преступление или административное правонарушение и подвергаемое в связи с этим доставлению и задержанию, выполняет все требования сотрудника полиции, физическая сила к нему не применяется. Необходимость в силе появляется обычно при: неспособности доставляемого понимать смысл предъявляемых к нему требований и выполнять их; наличии данных о том, что лицо имеет при себе оружие и намерено его использовать для того, чтобы избежать задержания; противодействии со стороны доставляемого или иных лиц законной деятельности сотрудника полиции (в этом случае возможно применение боевых приемов борьбы).

В ряде случаев, когда есть основания опасаться, что лицо во время доставления в служебное помещение может совершить нападение на сотрудника полиции, причинить вред себе или попытаться скрыться, доставлять такое лицо, пусть и не оказывающее пока противодействия, целесообразно (в отсутствии наручников) с использованием специальных способов сопровождения (болевых приемов на кисть, локтевой сустав и т.п.) без причинения при этом телесных повреждений.

Закон о полиции предоставляет ей право осуществлять доставление и задержание не только лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, но и другие категории граждан, например лиц, предпринявших попытку самоубийства либо имеющих признаки выраженного психического расстройства и создающих своими действиями опасность для себя и окружающих и т.д. (см. комментарий к пунктам 13 — 15 части 1 статьи 13, статье 14). Физическая сила для их доставления и задержания также может быть применена, но только в случае, если они оказывают противодействие законным требованиям сотрудника полиции (пункт 3 части 1 комментируемой статьи).

Третье основание применения сотрудниками полиции физической силы (пункт 3 части 1 статьи 20) — «для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции». Действующее законодательство различает несколько форм наказуемого противодействия законной деятельности сотрудников милиции:

невыполнение требования сотрудника полиции о предоставлении транспортного средства (часть 1 статьи 12.25 КоАП РФ) либо его законного требования об остановке транспортного средства (часть 2 статьи 12.25 КоАП РФ);

невыполнение требования Правил дорожного движения о запрещении водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника полиции, до проведения уполномоченным должностным лицом освидетельствования в целях установления состояния опьянения или до принятия уполномоченным должностным лицом решения об освобождении от проведения такого освидетельствования (часть 3 статьи 12.27 КоАП РФ);

неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей (часть 1 статьи 19.3 КоАП РФ);

мелкое хулиганство, сопряженное с неповиновением законному требованию сотрудника полиции, исполняющего обязанности по охране общественного порядка (часть 2 статьи 20.1 КоАП РФ);

публичное оскорбление сотрудника полиции при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением (статья 319 УК РФ);

Поскольку перечисленные формы противодействия законной деятельности сотрудника полиции квалифицируются как преступления и административные правонарушения, законодатель, уже разрешивший полиции физической силой пресекать подобные деяния, казалось, не должен был бы предусматривать в качестве цели (основания) применения полицией физической силы преодоление противодействия ее законным требованиям. Однако включение его в Закон вполне объяснимо тем, что противодействие законным требованиям сотрудника полиции, которое подчас невозможно преодолеть без физической силы, может и не заключать в себе состава административного правонарушения (например, в ситуации, когда сотрудники полиции во время концерта на открытой площадке сдерживают толпу фанатов, применяют физическую силу для поимки и доставления в полицию убегающего от них беспризорного подростка и т.п.).

При рассмотрении третьего основания применения физической силы возникает вопрос: любое ли свое законное требование сотрудник полиции вправе поддержать физической силой? Как представляется, нет. Не может быть оправдано использование физической силы при отказе граждан от выполнения таких законных требований сотрудников полиции, как, например, предъявить для проверки документ, удостоверяющий личность, явиться по вызову в полицию к установленному сроку, дать необходимые объяснения (показания) по делу об административном правонарушении, совершить те или иные действия в будущем и т.п. Применение сотрудниками полиции физической силы следует ограничивать такими случаями, когда обязанные лица отказываются выполнить следующие их законные требования, предъявленные в рамках непосредственного с ними контакта: проследовать в указанное место, оставаться на месте или покинуть его; обеспечить свободный доступ сотрудника полиции в какое-либо помещение, на территорию, в транспортное средство или иной объект; обеспечить свободный доступ сотрудника полиции к каким-либо лицам, предметам или документам.

В отличие от Закона о милиции часть 2 комментируемой статьи прямо наделяет сотрудника полиции правом применять физическую силу во всех случаях, когда разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия.

ФЗ о полиции применение физической силы

Процедура доставления прямо предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Доставление представляет собой принудительное препровождение гражданина, подозреваемого в совершении правонарушения, для составления протокола об административном правонарушении. При это доставление возможно лишь тогда, когда такой протокол не может быть наставлен на месте выявления правонарушения.

Читайте также  Какие действия при покупке машины с рук

Сотрудники полиции вправе доставить гражданина в случае, если предполагаемое правонарушение относится к их компетенции, а также когда к ним обратились другие должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях в случае выявления таких правонарушений. К примеру, если кто-то проводит шумные ремонтные работы ночью и тем самым нарушает региональный закон, то местные чиновники вправе обратиться к полиции за помощью, чтобы зафиксировать правонарушении и при наличии оснований доставить нарушителя для составления протокола.

В соответствии с законом полиция вправе доставлять граждан в служебное помещение органов внутренних дел или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения.

Кроме того, доставлять могут также подозреваемого в совершении преступления. В таком случае гражданин доставляется в орган дознания или к следователя, а доставление фактически является элементом задержания.

Основные нормы закона:

Статья 27.1 КоАП РФ (Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении);

Статья 27.2 КоАП РФ (Доставление).

Задержание гражданина полицией

Задержание – это ни что иное как лишение свободы. В соответствии с положениями статьи 22 Конституции Российской Федерации до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Закон «О полиции» наделяет сотрудников правоохранительных органов правом на задержание 13 категорий лиц: начиная от подозреваемых в совершении преступления и заканчивая теми, кто скрылся из психиатрической лечебницы или попытался совершить суицид.

При задержании полицейский обязан назвать гражданину свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, а также разъяснить ему причину и основания задержания, а также возникающие в связи с этим права: право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близких родственников или близких лиц о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения.

При задержании гражданина и его личные вещи, а также автомобиль, досматривают. Не позднее трех часов с момента задержания задержанный имеет право на телефонный разговор.

В случае задержания гражданина полицейские обязаны составить протокол о задержании, в котором указать дату, время и место, основания и мотивы задержания, сведения о факте уведомления близких задержанного и другие сведения. Копия этого протокола обязательно должна быть вручена гражданину.

Во время задержания граждане содержатся в специально отведенных помещениях под охраной. Они также должны обеспечиваются питанием и медицинской помощью, а также определенными минимальными условиями содержания.

Важно заметить, что административное задержание, то есть задержание, которое производится в случае подозрения гражданина в совершении административного правонарушения, отличается от «обычного» задержания.

Так, срок задержания исчисляется с момента фактического ограничения свободы передвижения задержанного, в то время как срок административного задержания исчисляется в соответствии с законодательством об административных правонарушениях, а именно с момента доставления в полицейский участок.

Основные нормы закона:

Статья 22 Конституции Российской Федерации;

Статья 14 Федерального закона «О полиции» (Задержание);

Глава 12 УПК РФ (Задержание подозреваемого);

Статья 27.1 КоАП РФ (Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении);

Статья 27.3 КоАП РФ (Административное задержание);

Статья 27.4 КоАП РФ (Протокол об административном задержании).

Право на свободу и личную неприкосновенность

Это конституционное право, суть которого заключается в том, что никто не может быть лишен свободы иначе как в строго определенных случаях и в порядке, установленном законом. Иными словами, в правовом государстве не допускается произвольное лишение свободы (задержание или арест)

Значение термина «лишение свободы» в его конституционно-правовом смысле является автономным и затрагивает различные ограничения свободы, Включая, к примеру административное задержание даже на срок до 3 часов, несмотря на то, что оно носит кратковременный характер.

Во-первых, любое задержание должно отвечать требованию законности, в частности, быть обусловлено как минимум одной из следующих целей: (1) производиться с тем, чтобы задержанное лицо предстало перед компетентным органом по обоснованному подозрению в совершении правонарушения, либо в связи с (2) необходимостью предотвратить совершение задерживаемым лицом правонарушения или (3) помешать ему скрыться после его совершения.

Во-вторых, лишение свободы должно быть необходимым, а именно применяться исключительно с целью защиты конституционных интересов, быть способным обеспечить социально необходимый результат. Полиция не может ограничиться одним лишь упоминанием легитимной цели задержания в соответствующем протоколе.

В-третьих, лишение свободы должно быть соразмерным (пропорциональным) преследуемым законным (формальным) целям – задача судов общей юрисдикции проверять, было ли такое ограничение права на свободу и личную неприкосновенность единственной разумной мерой в конкретных обстоятельствах и не имелось ли альтернативных средств, позволяющих достичь того же результата, но с меньшей степенью вмешательства в права гражданина.

Незаконное лишение свободы является уголовным преступлением, ответственность за которое предусмотрена статьей 127 УК РФ.

Вред, причиненный гражданину в результате незаконного лишения свободы, подлежит возмещению в порядке статьи 1070 ГК РФ в полном объеме, независимо от наличия или отсутствия вины должностных лиц.

Основные нормы закона:

Статья 22 Конституции Российской Федерации;

Статья 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Право на свободу и личную неприкосновенность).

Применение полицией физической силы, спецсредств и оружия

Исполнение полицейскими обязанностей нередко связано с различными рисками. Причинение физической силы или даже оружия может потребоваться в самых разных ситуациях – как для защиты жизни или здоровья, так и, к примеру, задержания преступников, поэтому является правом полиции.

Перечень случаев, когда сотрудники правоохранительных органов имеют право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, а также порядок их применения, четко регламентированы законом.

Физическую силу сотрудник полиции вправе применять только тогда, когда несиловые способы не обеспечивают выполнения должностных обязанностей, а именно если необходимо преодолеть противодействие законным требованиям полицейского (к примеру, когда полицейский просит освободить часть тротуар для проезда спецтранспорта), пресечь правонарушение или преступление, либо же доставить правонарушителя в служебное помещение.

Кроме того, сотрудник вправе применять физическую силу в случаях, когда разрешается применение специальных средств или огнестрельного оружия оружия.

На вооружении у полицейских имеется большое количество специальных средств – начиная от резиновых палок и газовых баллончиков и до водометов и бронемашин.

Перечень ситуаций, в которых сотрудник полиции может применять специальные средства:

  1. для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;
  2. для пресечения преступления или административного правонарушения;
  3. для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;
  4. для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;
  5. для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;
  6. для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе;
  7. для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;
  8. для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;
  9. для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке;
  10. для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения;
  11. для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия;
  12. в случаях, когда полицейскому разрешено применение огнестрельного оружия;

Вместе с тем, сотруднику полиции запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видными признаками беременности, а также лиц с явными признаками инвалидности и малолетних лиц, если они не оказывают вооруженного сопротивления и не пытаются нападать на посторонних граждан или полицейских группой, либо же если такое нападение угрожает чьей бы то ни было жизни или здоровью. В некоторых случаях закон предусматривает отступления и от этих ограничений.

Наконец, полиция также вправе применять огнестрельное оружие:

  1. для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;
  2. для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции;
  3. для освобождения заложников;
  4. для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;
  5. для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;
  6. для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан;
  7. для пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.
  8. для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;
  9. для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции;
  10. для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения;
  11. для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении.

Закон запрещает применять оружие с выстрелами на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику полиции, за исключением случаев, когда эти лица оказывают вооруженное сопротивление, совершают вооруженное или групповое нападение, которого угрожает чьей-либо жизни или здоровью.

Также запрещено применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если это может повлечь за собой ранение случайных лиц.

Закон предполагает, что если у полицейского отсутствуют спецсредства или оружие, то в состоянии необходимой обороны, в случае крайней необходимости или при задержании преступника, он имеет право использовать любые подручные средства или иное оружие, не состоящее на вооружении в МВД.

Превышение сотрудником полиции полномочий при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия влечет ответственность, установленную законом.

Читайте также  Как проверить талон техосмотра по номеру

Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

Основные нормы закона:

Глава 5 Федерального закона «О полиции» (Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия).

Применение физической силы сотрудниками полиции

Содержание:

Задержанные часто жалуются на необоснованное применение физической силы сотрудниками полиции. Работники органов МВД так же часто обращают внимание общественности на неадекватность задержанных. Действительно, мы все видели видеоролики, в которых странные люди в ответ на просьбу показать водительское удостоверение, например, внезапно разражаются бранью или лезут в драку.

На самом деле хороши и те, и эти. А дело в элементарном незнании своих прав и обязанностей. И если для сотрудника полиции это должностное преступление, то почему-то считается, что незнание прав для обычного человека — в порядке вещей. Но полицейские — тоже люди, и если вы стремитесь обязательно дотянуться до лица сотрудника МВД кулаками или ногтями, то в конце концов получите ответ.

Мы сейчас не оправдываем тех полицейских, которые считают дубинку логическим продолжением руки. Однако точно зная, где заканчиваются права и начинаются обязанности, и грамотно применяя эти знания на практике, вы уменьшите возможность встречи с полицейским неадекватом процентов так на 50%. А мы вам в этом поможем.

Если вы уже столкнулись с таким и не знаете, как избежать ответственности за то, в чем совсем не виноваты, не впадайте в панику, обратитесь к юристам.

Они подскажут, куда обратиться с жалобой, защитят ваши интересы в суде, максимально противодействуя преступным действиям со стороны работников правоохранительных органов.

Нет времени читать статью?

Когда применение физической силы разрешено

Применение сотрудниками физической силы и спецсредств регламентирует пятая глава «Закона о полиции» и третья «О войсках национальной гвардии Российской федерации». В них подробно описано, когда работники милиции могут применить силу, обозначена возможность использования спецсредств и запреты на это.

Главный принцип применения физического воздействия полицией: только если другие методы — не силовые — не обеспечивают выполнения функциональных обязанностей.

То есть насильственные действия правомерны только после того, как другие меры принуждения к сохранению правопорядка исчерпаны. Этот принцип реализуется в следующих случаях:

  • при пресечении полицией правонарушений и преступлений;
  • во время задержания и доставления в отдел лиц, совершивших правонарушение/преступление;
  • если кто-либо активно противодействует законным требованиям сотрудника полиции.

Также применение физической силы полицией считается правомерным при использовании сотрудником (в рамках закона) спецсредств или огнестрельного оружия.

Действия полиции, если применена физическая сила

Перед тем как сотрудник решит прибегнуть к силовому воздействию, он обязан представиться, сообщить, что он — работник правоохранительных органов. Затем предупредить присутствующих о своем намерении и дать время на выполнение законных требований. Конечно, это правило действует не всегда

. Если ситуация требует быстрой реакции, закон разрешает сотруднику полиции действовать с учетом обстановки, применить силу безо всяких предупреждений. Однако требование о минимизации любого ущерба от действий полицейских сохраняется.

Если сотрудниками полиции причинен физический вред, первая помощь должна быть оказана ими тут же на месте. Медицинская поддержка раненому предоставляется в максимально короткий срок. Информацию о получении травм, повреждений, которые возникли после применения силовых методов, сотрудники обязаны сообщить родственникам травмированного человека. Время на сообщение — не больше 24 часов.

О любом случае применения полицией действий, в результате которых гражданин получил ранения, травмы, или наступил летальный исход, извещается прокурор. Также не позднее 24 часов с момента происшествия. В обязанности сотрудника входит сохранение неприкосновенности места происшествия. Зачем — в законе не сказано. Видимо, для последующего расследования.

В это же время — 24 часа — сотрудник должен известить свое непосредственное начальство о физических мерах воздействия и нанесении ущерба здоровью потерпевшего. Это должен быть соответствующий рапорт.

В законе нет четкой дифференциации того, при пресечении каких правонарушений работникам милиции разрешено силовое вмешательство. Сравним: переход дороги в неположенном месте и драка в ресторане.

Два очень разных правонарушения — но разграничения, разрешающего или запрещающего применение физической силы полицией, нет. Видимо, законодатели при написании рассчитывали на здравый смысл сотрудников. Часто оказывается, что они ошибались.

Единственное ограничение изложено в 1 пункте 20 статьи Закона: «если несиловые способы не обеспечивают…». На это и нужно ссылаться при необоснованных насильственных действиях полицейских.

Также отсутствуют и запреты на силовое воздействие сотрудников полиции применительно к субъектам. Статья 22 «Запреты и ограничения» говорит о спецсредствах. То есть в отношении женщин с явными признаками беременности, инвалидов и малолетних детей действует запрет только на использование специальных средств.

Таким образом, превышением полномочий считается любое силовое воздействие, которое не было вызвано крайней необходимостью или злостным неповиновением.

Куда жаловаться, если физическая сила применена полицией необоснованно

Наверное, единственное средство защиты от полиции в ситуации необоснованного применения физической силы ее сотрудниками — мобильный телефон. Можно снимать на камеру, можно записывать на диктофон. Говорят, хороший метод — прямая трансляция, тогда работники органов правопорядка не смогут удалить эту запись. Если все получится, вы сможете приложить запись к жалобе в качестве доказательства.

Вам не могут запретить съемку: законодательного запрета просто не существует. Более того, ст. 8 ФЗ «О полиции» регламентирует ее деятельность открытой для общества. Если сотрудник запрещает вам снимать, он должен указать причину запрета — конкретный нормативный акт, пункт и статью закона.

Можно позвонить по телефону 8-800-222-74-47 на горячую линию МВД России. Этот номер предназначен для сообщений о неправомерных действиях сотрудников полиции. Это номер министерства, на сайте МВД во вкладке «контакты» размещены телефонные номера региональных «горячих линий».

Письменную жалобу подавайте в УСБ или прокуратуру. Не поддавайтесь эмоциям, здесь важно в деталях описать происходящее, точно указать полицейских, нарушивших ваши права.

Поэтому старайтесь запомнить или записать фамилии, звания, номера машин и нагрудных знаков работников. Также подробно укажите свои личные данные. Иск в суд о признании методов, используемых сотрудниками полиции, незаконными и требование компенсации — тоже ваше право.

Статья 20. Закона о Полиции РФ. Применение физической силы

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях:

  • для пресечения преступлений и административных правонарушений;
  • для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;
  • для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.

2. Сотрудник полиции имеет право применять физическую силу во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия.

Комментарий к ст. 20 Закона о Полиции

1. Реализуя предоставленные настоящей статьей полномочия, сотрудники полиции действуют в состоянии необходимой обороны либо задержания лица, совершившего преступление.

2. В состоянии необходимой обороны они вправе причинить вред здоровью лица, посягающего на совершение преступления, то есть при защите личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства, если это посягательство было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия.

3. Применение физической силы, в том числе боевых приемов борьбы, в целях пресечения посягательства, не сопряженного с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия, является правомерным, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны, то есть умышленных действий, явно не соответствующих характеру и опасности посягательства (ст. 37 УК РФ). Если же действия сотрудника полиции признаны не соответствующими характеру и опасности посягательства, но это несоответствие не является явным, превышение пределов необходимой обороны отсутствует.

4. В то же время неправомерно использовать в отношении граждан, совершивших незначительные правонарушения, а нередко и просто законопослушных граждан такие же методы (в нашем случае — физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы), как и в отношении опасных преступников.

5. Не являются превышением пределов необходимой обороны действия сотрудника полиции, если он вследствие неожиданности посягательства не мог объективно оценить степень и характер опасности нападения.

6. Не является преступлением причинение вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании сотрудником полиции для доставления органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным и при этом не было допущено превышение необходимых для этого мер.

7. Превышением мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, признается их явное несоответствие характеру и степени общественной опасности совершенного задерживаемым лицом преступления и обстоятельствам задержания, когда лицу без необходимости причиняется явно чрезмерный, не вызываемый обстановкой вред. Однако такое превышение влечет за собой уголовную ответственность только в случаях умышленного причинения вреда (ст. 38 УК РФ).

8. При соблюдении указанных в комментируемой статье условий применяться может физическая сила не только самих сотрудников полиции, но и оказывающих им содействие граждан.

9. О понятиях «преступление» и «административное правонарушение» см. комментарий к ст. 2 настоящего Федерального закона.

10. О пресечении противоправных деяний см. комментарий к п. 2 ч. 1 ст. 12 настоящего Федерального закона.

11. О понятии «оружие» см. комментарий к п. 16 ч. 1 ст. 13 настоящего Федерального закона.

12. О понятии «выполнение служебных обязанностей» см. комментарий к ст. 43 настоящего Федерального закона.

13. См. также содержание и комментарий к ст. ст. 1, 12, п. п. 13 — 15, 37 ст. 13, 14, 18, 19, 21, 23, 27 настоящего Федерального закона.

Применение сотрудниками полиции физической силы. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О полиции». Статья 20

Применением физической силы сотрудниками полиции являются действия служащих, не сопровождающиеся использованием оружия и спецсредств, направленные на отдельных лиц или имущество. Они заключаются в нарушении неприкосновенности субъектов, ограничении свободы их передвижения или распоряжения предметами. Такие действия совершаются для прекращения противоправного поведения или бездействия указанных лиц, а также для принуждения исполнения законных требований служащих. Далее рассмотрим порядок применения сотрудниками полиции физической силы.

Читайте также  Можно ли парковать машину на тротуаре

Общие сведения

Применение сотрудниками полиции физической силы представляет собой специфическое принудительное воздействие. Оно основывается на использовании мускульных индивидуальных возможностей служащих. При этом полицейский вступает в непосредственный физический контакт с объектом этого воздействия. Им может быть человек, предмет, животное, механизм и пр.

Применение физической силы сотрудником полиции может сопровождаться причинением вреда здоровью, боли, смерти, повреждением или разрушением имущества, временным изъятием предметов.

Нормативная база

Условия применения физической силы сотрудниками полиции закреплены в ФЗ № 3, ст. 20.

Согласно норме, служащий вправе оказать воздействие в составе подразделения или лично, если несиловые методы не позволяют обеспечить исполнение обязанностей, возложенных на него.

Согласно статье 20, применение физической силы допускается для:

  • Пресечения административных нарушений и уголовных посягательств.
  • Задержания лиц, совершивших противоправные действия, и доставления их в служебное помещение подразделения ОВД, муниципального органа и пр.
  • Преодоления сопротивления законным требованиям служащего.

Перечень случаев применения сотрудником полиции физической силы является закрытым. В локальных нормативных документах (инструкциях, положениях, распоряжениях и пр.) их содержание может конкретизироваться в зависимости от той или иной ситуации.

Необходимо отметить, что ФЗ «О полиции» не устанавливает ограничений на применение силы по субъектному составу.

Пресечение правонарушений и преступлений

Это первое основание для применения физической силы сотрудником полиции. Воздействие в этом случае осуществляется на лицо, совершающее активные противоправные действия.

Если субъект находится в состоянии незаконного бездействия, то сотрудник полиции имеет право использовать силу для преодоления противодействия или для задержания.

Доставление виновного в служебное помещение

Применение физической силы сотрудником полиции направлено в этом случае на беспрепятственный привод субъекта в место разбирательства. Им может быть, к примеру, дежурная часть, участковый пункт ОВД.

Доставление как мера принуждения может применяться к лицам, совершившим преступление или административный проступок.

Задержание

Оно предполагает действия служащего, направленные на захват гражданина, совершившего противоправный поступок. Задержание предшествует доставлению. Применение силы обеспечивает в таких случаях ограничение движений виновного, предотвращение его побега и совершение иных незаконных действий.

Преодоление противодействия

Предусмотренные в ФЗ № 3 права сотрудников полиции реализуются в целях исполнения обязанностей, на них возложенных. Так, служащий для пресечения противоправного поведения может выдвинуть гражданину определенные требования. Применение силы обуславливается в таких ситуациях бездействием лица. Оно выражается в неисполнении законных требований служащего. Необходимость применить силу возникает, к примеру, в случае отказа гражданина:

  • Обеспечить доступ к другим лицам, предметам или документам.
  • Проследовать в служебное помещение ОВД, остановиться или покинуть определенное место.
  • Обеспечить беспрепятственный доступ на территорию, объект, в транспортное средство и пр.

Вместе с тем нельзя считать оправданным применение силы в случае отказа субъекта от дачи объяснений, проведения ревизии деятельности предприятия и пр.

Неповиновение может выражаться в форме, указывающей на явное неуважение к должностным лицам, обеспечивающим общественный порядок.

Общие правила

Законом закреплен перечень действий, которые служащий может совершить при наступлении соответствующих условий. В ст. 20 ФЗ «О полиции» закреплены конкретные ситуации, в которых допускается применение силы. Однако необходимо знать, как правильно это делать.

Во избежание негативных последствий (как для самого служащего, так и для окружающих) разработан порядок совершения необходимых действий, направленных на пресечение противоправного поведения.

Служащий совершает 3 вида действий: до применения силы, во время физического контакта с субъектом (объектом) и после него. Последовательность и необходимость в их осуществлении на каждом этапе зависит от обстановки, которая складывается на месте во время пресечения деяния, и последствий (в том числе вероятных).

Предупреждение

Перед применением физической силы сотрудник полиции сообщает гражданам о том, что он является служащим правоохранительных органов и о своих требованиях. Таким образом, он предоставляет лицам время для их выполнения. Если задержание производится оперативной группой, предупреждение делает любой из ее членов.

Сообщение о требованиях и применении силы в случае их невыполнения должно быть озвучено громко и четко.

Следует отметить, что правом сотрудника полиции является совершение действий без предупреждения, если промедление может вызвать негативные последствия. Это допускается в частности в случае, когда существует реальная угроза жизни служащего или окружающих граждан.

Предписания

При применении силы полицейский обязан руководствоваться следующим:

  • Действовать необходимо с учетом сложившейся обстановки, степени и характера опасности граждан, в отношении которых будут применяться принудительные меры. Немаловажное значение имеет и оценка уровня сопротивления, оказываемого лицами.
  • Служащий должен стремиться минимизировать любой ущерб. Действия полицейского должны быть соразмерны действиям/бездействиям гражданина. Кроме этого, при применении силы необходимо стараться не причинять ущерб имуществу и не создавать опасность для жизни окружающих.
  • Если субъект получил телесные повреждения от действий служащего, ему необходимо оказать первую помощь и предпринять меры по предоставлению квалифицированной медпомощи в сжатые сроки.

Действия служащего после применения силы

Полицейский обязан сообщить родственникам гражданина, получившего телесные повреждения, о том, что он был задержан. Это необходимо сделать в максимально короткие сроки, не позднее суток с момента пресечения противоправного поведения.

В течение 24 ч. прокурор уведомляется о каждом случае гибели или ранения лица при применении полицейским силы. При этом место происшествия служащий по возможности должен сохранить без изменений.

В течение суток полицейский сообщает своему непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего подразделения ОВД о причинении материального или физического вреда лицу при исполнении им своих обязанностей. Обстоятельства происшествия должны быть отражены в рапорте в полном объеме.

Находясь в составе оперативной группы служащий при применении силы обязан руководствоваться положениями федерального закона, приказами и распоряжениями непосредственного руководителя подразделения.

Ответственность сотрудника полиции

Как правило, решение о применении силы служащий принимает самостоятельно. Соответственно, он в полной мере отвечает за возможные последствия своих действий.

В случае превышения своих полномочий при применении силы служащий может быть привлечен к ответственности, предусмотренной в законодательстве. В зависимости от характера действий и тяжести последствий ему могут вменяться дисциплинарные, гражданско-правовые, материальные или уголовные санкции.

Противоправное применение силы служащим при исполнении им своих обязанностей квалифицируется как превышение полномочий только в тех случаях, когда его действия не были вызваны крайней необходимостью или необходимой обороной, и не было предпосылок для принудительного задержания преступника.

Кроме уголовного наказания, в отношении служащего может быть возбуждено исковое производство и предъявлены требования о компенсации имущественного и морального вреда гражданину, получившему телесные повреждения.

За нарушения предписаний, закрепленных в федеральном законе, локальных актах ОВД, служащий несет дисциплинарную ответственность. Самой строгой санкцией является увольнение из ОВД.

Ограничения

Законодательство предусматривает ряд случаев, при которых физическая сила применяться не может. Соответствующие действия запрещены в отношении женщин, имеющих явные признаки беременности, граждан-инвалидов, а также малолетних. Исключение составляют ситуации, когда указанные субъекты оказывают вооруженное сопротивление, совершают групповое или иное нападение, угрожающее здоровью/жизни окружающих или непосредственно сотрудников полиции.

Не допускается использовать силу при пресечении незаконных митингов, собраний, демонстраций, пикетирования, шествий ненасильственного характера, не нарушающих общественный порядок, нормальное функционирование транспортной инфраструктуры, предприятий и средств связи.

Профпригодность

Все сотрудники полиции должны проходить периодическое обучение, подготовку и проверку своей квалификации. Содержание программ по повышению профпригодности определяется МВД.

Служащие должны знать правила поведения в условиях, связанных с применением силы, порядок действий, ограничения, пределы крайней необходимости и обороны.

Служащие, не прошедшие проверку на профпригодность, проходят аттестацию на соответствие должности. До принятия решения по ее итогам такие сотрудники отстраняются от исполнения обязанностей.

Крайняя необходимость

Под ней следует понимать ситуацию, когда полицейский причиняет ущерб интересам другого лица с целью устранения угрожающей ему или иным гражданам опасности. Применение силы при крайней необходимости допускается в случае, когда иными способами устранить угрозу не представляется возможным.

При совершении действий в таких ситуациях служащий должен адекватно оценивать обстановку. Применение силы должно соответствовать характеру и степени угрозы, исходящей от другого субъекта. Превышение пределов необходимости квалифицируется как уголовное деяние, если было совершено умышленно.

Стоит сказать, что в отличие от состояния необходимой обороны, в которой служащий может нанести больший вред, при крайней необходимости не допускается даже равный ущерб. В противном случае действия полицейского могут быть расценены как умышленные.

Необходимая оборона

Как устанавливает 18 статья ФЗ № 3, служащий подразделения ОВД вправе применить физическую силу в порядке и случаях, закрепленных законодательством. В состоянии необходимой обороны служащий при отсутствии у него оружия или спецсредств может использовать любой подручный предмет.

При применении силы особое значение имеют уголовно-правовые нормы. Однако на практике многие служащие руководствуются исключительно ФЗ № 3, а также локальными актами, изданными структурами МВД.

При пресечении преступлений служащие действуют в условиях, исключающих преступность поведения. Профессиональная деятельность полицейских далеко не всегда может быть спланирована, поскольку обстановка может измениться в любой момент. Следовательно, всегда существует вероятность возникновения нежелательных последствий.

Учитывая это, в уголовном законе должны закрепляться четкие пределы реализации служащими ОВД их полномочий. Эти рамки позволяют существенно минимизировать риск совершения полицейскими противоправных действий. Для этого, в свою очередь, необходимо привести в соответствие отдельные положения ФЗ № 3, локальные правовые документы, изданные структурами МВД, с уголовно-правовыми нормами.

Заключение

Применение силы считается одной из принудительных мер, которые может использовать полицейский при реализации своих должностных полномочий. Разумеется, всегда служащий должен действовать, руководствуясь нормами права. Только в исключительных случаях возможен выход за пределы законодательных предписаний.

Следует понимать, что действующие нормы обеспечивают защиту интересов всех граждан, в том числе совершающих противоправные действия. Осознанное превышение служащим своих полномочий повлечет негативные последствия для него вплоть до уголовной ответственности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: