Разбор ДТП в ГИБДД как происходит - AUTOS-RUS.RU

Разбор ДТП в ГИБДД как происходит

Как происходит разбор ДТП в ГИБДД?

Содержание:

После дорожно-транспортного происшествия главными являются три заповеди:

  1. Выполнить то, чего от него требуют правила дорожного движения.
  2. Вспомнить, что написано в условиях его страховки.
  3. Поучаствовать в разборе ДТП в дорожно-транспортной полиции.

ПДД автомобилист обязан знать по закону. Про то, как обращаться за страховкой, у нас есть отдельная статья. А знать, как происходит разбор аварии — полезно, в первую очередь, самому водителю. Постараемся раскрыть эту тему со всех сторон. Если же у вас останутся вопросы, рекомендуем обратиться за консультацией к профессиональному юристу.

Нет времени читать статью?

Разбор ДТП в дорожной полиции: что, где, когда?

Непосредственно на месте происшествия лишь всесторонне документируется его общая картина. Разбор (анализ, классификация) ДТП происходит в территориальном органе ГИБДД. Произошедшее рассматривается либо в административно-правовом, либо в уголовно-правовом поле. Но обо всем по порядку.

Когда ДТП становится предметом разбора?

Любое дело, заведенное органами дорожно-транспортной полиции, начинается с выезда на место происшествия. Если обошлось без жертв, то выезжает один сотрудник инспекции.При наличии пострадавших к нему присоединяются эксперт-криминалист и следователь. Все трое получают статус ОСГ (оперативно-следственной группы).

После тщательного изучения и документирования всех обстоятельств составляют схему дорожно-транспортного происшествия. В случае общего согласия выносят постановление. Если же среди участников ДТП не достигнут консенсус, собранные сведения поступают на рассмотрение в группу разбора местной ГИБДД. Туда же отправляются материалы, когда инспектор не смог самостоятельно определить виновника аварии.

Группа разбора ГИБДД

Группой разбора называется специальная структура для детального анализа ДТП в местном подразделении дорожно-транспортной полиции. Ее официальное название — ГАП, группа административной практики. В задачи разбора входят:

  • непредвзятое и всестороннее исследование всех обстоятельств аварии;
  • установление факторов, повлиявших на факт случившегося;
  • определение вины участников;
  • квалификация нарушенных пунктов ПДД;
  • определение штрафных санкций, которые могут быть применены к виновникам ДТП.

Группа разбора не имеет полномочий на такие меры воздействия как лишение водительского удостоверения или арест. Верхняя шкала санкций — наложение штрафа в соответствии с 12 главой Кодекса об административных правонарушениях. Итоговый документ группы разбора — Постановление об административном правонарушении.

Как осуществляется разбор?

Прежде всего выясняют, повлекла ли авария вред для здоровья кого-либо из участников. Для этого пострадавших отправляют на медицинское освидетельствование. Когда необходимо врачебное вмешательство, ждут заключения медиков по окончании лечебного курса. При наличии увечий средней или тяжелой степени дело переходит в разряд уголовного.

Когда пострадавших нет или мед. Заключение уже получено, несколько сотрудников ГИБДД приступают к работе в составе группы разбора. Они уполномочены изучить протокол происшествия, проанализировать аварию, проштудировать имеющиеся документы и заслушать показания участников инцидента. В основном, разбор состоит из следующих мероприятий:

  1. Изучение данных протокола ДТП и опроса свидетелей.
  2. Трасологическая и/или автотехническая экспертизы. Это происходит при необходимости. Случается, что их инициаторами выступают не представители группы разбора, а кто-либо из участников ДТП. На это у последних есть полное право.
  3. Опрос участников и рассмотрение всех документовы, имеющих отношение к делу. С водителями беседуют и по отдельности, и одновременно. Второй вариант относится к категории очной ставки и применяется для недопущения обмана в показаниях.

В процессе разбора сотрудники ГИБДД нередко ограничивают ознакомление гражданина с материалами. В том числе, с полной схемой ДТП — ее показывают частями. Такое ограничение стимулирует автомобилистов быть внимательней и делает анализ объективней.

Сколько времени происходит разбор аварии

В зависимости от обстоятельств ДТП и требуемых процедур, разбор происходит до истечения трех суток. В определенных обстоятельствах срок может возрасти до месяца. Такие временные рамки установлены ст. 28.5 и ст. 28.7 Кодекса об административных правонарушениях. Кроме медицинских освидетельствований, задержки случаются из-за изучения видеоматериалов или большого количества свидетелей, которых необходимо опросить. Из-за длительного лечения пострадавших процесс может затянуться и до 6 месяцев.

Правила поведения участника ДТП

Участие в разборе полезно не только явному виновнику, но и каждому участнику аварии. Никто лучше вас не знает и не сможет отстоять ваши интересы. Если что-то мешает посетить ГАИ в день, когда происходит разбор, есть возможность обратиться с ходатайством о перенесении даты.

До явки в назначенное время рекомендуется продумать свою позицию. Восстановить в памяти не только саму аварию, но и все сказанное на месте происшествия инспектору ГИБДД. Нестыковки в показаниях одного и того же лица вызывают подозрения у сотрудников полиции. Кроме того, лучше знать, на какие нормативные акты можно опираться, защищая свои права.

Можно и нужно использовать любые фото- и видеозаписи, подтверждающие вашу позицию. То же касается и свидетелей, которые могут дать показания в вашу пользу. Также не забывайте, что Конституция позволяет не свидетельствовать против интересов себя и своих родственников.

Иногда может создаться впечатление, что инспектор «давит» на вас, потому что больше склоняется к версии другой стороны. Даже если время не подтвердит подозрения, звукозапись вашего общения поможет вам и защитить, и успокоить себя. В худшем случае эти записи нужно приобщить к жалобе начальнику территориального органа ГИБДД или прокурору. Конечно, заявление должно быть подкреплено весомыми доказательствами.

Итоговое постановление группы разбора выдают виновнику аварии. Когда последний не согласен с выводами, он имеет право обжаловать их в 10-дневный срок. Рассмотрение в госавтоинспекции определяет лишь, кто прав, кто виноват. Последнее слово — в том числе, и в установлении меры пресечения — за судом.

Как строить свою защиту?

Для грамотной защиты своей позиции нужно использовать все установленные законом права. На страже интересов участника административного расследования стоит ст. 25.1 Кодекса об административных правонарушениях. Согласно ей, данное лицо вправе:

  • знакомиться с материалами дела на любом этапе;
  • обращаться в группу разбора с ходатайствами, приводить доказательства своей правоты, вносить пояснения по аварии;
  • использовать родной язык с приглашением переводчика;
  • настаивать на приведении доказательств, включая применение специальных экспертиз;
  • вести аудиозапись всего процесса;
  • нанимать адвоката (чем раньше — тем лучше).

В силу положений КоАП также можно и нужно запрашивать у ГИБДД приобщение к документам разбора необходимых справок. К примеру, о состоянии дорожного полотна или об уровне освещенности места происшествия. Кроме того, будет полезно сфотографировать схему ДТП на телефон.

Разбор ДТП в группе разбора ГИБДД

От попадания в ДТП, к сожалению, невозможно уберечься на все 100%, так как оно может произойти по независимым от человека причинам. Поэтому к его возникновению нужно быть готовым всегда и не впадать в панику или ступор после произошедшей аварии, а принять все меры к минимизации ущерба. Итак, что нужно делать, став участником ДТП?

Сразу после аварии

Согласно требованиям ПДД (п.2.5) при ДТП водитель обязан остановиться, включить сигнализацию о неисправности и установить аварийный знак не ближе 15м от машины в городе или 30м на загородной трассе. Нередко участники аварии в стрессовом состоянии забывают выставить знак или пренебрегают этим требованием, надеясь на хорошую видимость и ясную погоду. Результатом такой забывчивости могут явиться повторные наезды на стоящую на дороге повреждённую машину.

Аварийный знак является обязательным атрибутом комплектности автомобиля наряду с аптечкой и огнетушителем. Но, так как при прохождение техосмотра наличие знака сейчас не проверяется, то в нужный момент его может и не оказаться. В этом случае вместо него можно использовать какой-то другой яркий и приметный предмет, например, канистру.

При наличии пострадавших, которым необходима экстренная медицинская помощь, следует позвонить в службу спасения по телефону 112 или скорую помощь по мобильному телефону, набрав номер:

  • 103 – МТС;
  • 003 – Билайн;
  • 030 – Мегафон.

После этого, в зависимости от обстоятельств и последствий происшествия нужно позвонить в полицию для вызова на место происшествия сотрудников ГИБДД.

Если авария мелкая и незначительная, то можно обойтись без вызова полицейских на место ДТП. Но для этого должны выполняться следующие условия:

  1. Произошло столкновение только двух автомобилей;
  2. Не причинён ущерб здоровью участников ДТП;
  3. Нет споров с обеих сторон происшествия насчёт его виновника;
  4. Обе стороны аварии имеют действующие полисы ОСАГО;
  5. Причинённый материальный ущерб исчисляется суммой до 50 тысяч рублей.

В этом случае водители могут самостоятельно оформить бланки ДТП, имеющиеся в приложении к полису ОСАГО.

При заполнении извещения важно подробно описать схему столкновения и зафиксировать все полученные повреждения с указанием их размеров. Дополнительным преимуществом будет фиксация места столкновения и полученных повреждений на видеокамеру или сотовый телефон. После этого нужно зафиксировать ДТП в отделении ГИБДД или ближайшем посту ДПС и можно ехать в офис страховой компании для подачи заявления на выплату компенсации.

Если водители не могут прийти к единому мнению по поводу виновника аварии или существуют другие нарушения перечисленных выше условий, то нужно вызывать сотрудника полиции и находиться на месте происшествия до его прибытия. В период ожидания прибытия сотрудников ДПС следует не разбираться со вторым участником ДТП, а постараться выполнить следующие действия:

  • записать номера телефонов посторонних свидетелей происшествия;
  • зафиксировать на видео или фотокамеру место аварии, следы и части машин, оставшиеся на дороге, все полученные повреждения на машинах с их регистрационными номерами;
  • выяснить, где размещены видеокамеры наблюдения дорожной ситуации или камеры служб безопасности коммерческих организаций, которые могли зафиксировать происшествие и быть использованы в дальнейшем в качестве объективных доказательств вашей невиновности в случившемся.
Читайте также  Как страховая компания оценивает ущерб после ДТП

Видео: ГИБДД Благовещенска. Беспредел на разборе в ГАИ

При оформлении ДТП

В соответствии с требованиями п.п. 210, 215 Административного регламента МВД инспектор ГИБДД обязан по прибытии на место происшествия собрать объяснения с каждого участника аварии и свидетелей, изучить и запротоколировать имеющиеся следы ДТП, составить его схему. Схема происшествия с подробным указанием деталей столкновения должна предоставляться участникам аварии для ознакомления под роспись.

Если один из участников не согласен с отдельными её пунктами, то он имеет право изложить в ней своё мнение и свой вариант происшествия. При этом все замечания должны быть обоснованы показаниями свидетелей или данными объективных материалов (видео или аудиозаписей, фотографий). Своё несогласие с заключением инспектора о виновнике происшествия участник аварии должен выразить письменно в графе об особом мнении в протоколе ДТП.

В случае, когда причины аварии и виновник очевидны и не вызывают ни у кого сомнений, инспектор сразу же составляет постановление по административному правонарушению.

Если же расследование ДТП требует проведения дополнительных мероприятий или вызывает споры в отношении определения его виновника, то инспектор оформляет протокол происшествия, где указывает предполагаемого виновника, и передаёт материалы дела в районное отделение ГИБДД для дальнейшего разбора, выдав участникам события предписания на явку.

Видео: Главная дорога. Группа разбора: Авария на кольцевом перекрестке

Как происходит разбор ДТП в ГИБДД

Дальнейшее расследование ДТП в отделении ГИБДД проводится специальной группой административной практики, задачей которой является детальный разбор ДТП, для выявления истинных его причин с учётом всех факторов и определение степени вины каждого участника. Эта не очень приятная для них процедура необходима для правильной квалификации нарушения и принятия окончательного постановления о ДТП. Эта процедура официально называется «группой административной практики» или «группа разбора» в ГИБДД.

Срок рассмотрения дела о ДТП

Срок рассмотрения дела о ДТП обычно составляет от 3-х до 30 суток в зависимости от сложности дела и требуемых мероприятий. В особых случаях срок может продлеваться дополнительно ещё на один месяц на основании ст. 28.5 и 28.7 КоАП. В указанный период группой производится изучение поступивших материалов, дополнительный опрос участников и всех свидетелей происшествия, просмотр записей видео и фотосъёмок при их наличии.
Если в результате ДТП есть пострадавшие, получившие физические повреждения, то они направляются на прохождение медицинской экспертизы на предмет определения тяжести полученного ущерба здоровью. В этом случае для окончательного решения по делу необходимо медицинское заключение, которое может быть вынесено только после окончания курса лечения пострадавшего. В зависимости от этого срок рассмотрения дела о ДТП может быть продлён по разрешению вышестоящего органа инспекции на полгода.

Для уточнения степени тяжести полученных повреждений группа разбора может потребовать заключение судебно-медицинской экспертизы.

В любом случае, если есть пострадавшие в результате ДТП, то группе разбора нужно получить заключение о степени тяжести телесных повреждений. Если есть пострадавшие со средней или тяжелой степенью тяжести, то тогда материалы дела передаются в прокуратуру или орган дознания для возбуждения уголовного дела.

Как проходит группа разбора ДТП в ГИБДД и как себя вести

Даже несмотря на незначительность повреждения, полученного в аварии и стопроцентную уверенность в свой невиновности, участнику ДТП не следует пренебрегать явкой на разбор в отделение ГИБДД, так как на практике есть много примеров того, что такое игнорирование приводило к неприятным последствиям в виде признания его виновником аварии со всеми вытекающими последствиями. Присутствие на разборе даст возможность защитить свою правоту весомыми аргументами. При наличии объективных причин, препятствующих участию в разборе в установленный срок, нужно заранее подать письменное ходатайство о его переносе.

Каждый участник ДТП в этот период имеет право:

  1. Быть ознакомленным со всеми материалами дела;
  2. Давать ходатайства, объяснения и представлять свои доказательства по делу;
  3. Объясняться на родном языке с участием переводчика;
  4. Требовать проведения технической и трасологической экспертизы, вызова очевидцев происшествия, приобщения доказательных документов к делу, истребования справок от муниципальных и дорожных служб о состоянии дорог и освещения на данном участке;
  5. Производить запись процедуры разбора ДТП в ГИБДД на диктофон;
  6. Пользоваться услугами автоюриста;
  7. Обжаловать решение постановления.

Именно здесь следует использовать все сделанные на месте происшествия видео и фотосъёмки или записи видеорегистратора, с помощью которых можно отстаивать свою позицию при условии, что они подтверждают её правоту. Если же на кадрах видно, что предъявитель записи виновен в совершении ДТП, то эту запись его никто не может заставить предъявить, так как ст. 51 Конституции РФ разрешает гражданину не давать свидетельства против себя и своих близких родственников.

При наличии собственных свидетелей происшествия (ими могут выступать как случайные прохожие, так и родственники, находившиеся в машине) следует заранее представить письменное заявление об их вызове на разбор в отделение ГИБДД. На сложных для разбора происшествиях квалифицированную помощь в защите интересов участника ДТП может оказать адвокат, специализирующийся по этому профилю автоюрист, об участии которого должно быть также заявлено заранее.

Направляясь в ГИБДД, следует вспомнить все свои первоначальные показания на месте происшествия, чтобы новые объяснения не противоречили прежним показаниям. Если в повторной объяснительной возникнут несовпадения с первичными данными, это станет поводом для инспектора подозревать вас в нечестности и попытке уйти от ответственности. Отстаивать своё мнение и добиваться правды нужно, основываясь на положениях нормативных актов и используя свои законные права.

Общаясь с участниками аварии, сотрудники ГИБДД обычно не дают возможности смотреть в материалы дела и схему ДТП также демонстрируют частично. Таким образом, они создают условия, чтобы водители сами смогли вспомнить все детали и обстоятельства происшествия. Участникам аварии в этом случае может помочь фотокопия схемы ДТП, составленной инспектором ГИБДД на месте происшествия, если они успели сфотографировать её в своё время.

Бывает так, что обе стороны приглашаются на разбор в отделение ГИБДД одновременно и проводится она с их участием, превращаясь фактически в очную ставку. Во время проведения таких встреч по характеру общения дознавателя можно судить о том, насколько объективно он стремится «распутать» дело, нет ли у него заинтересованности и предвзятого отношения к одной из сторон. При наличии такой тенденции в ходе расследования «немилая» сторона может подать жалобу прокурору или вышестоящему руководству ГИБДД, однако она должна быть обоснованна конкретными примерами, репликами и действиями, допущенными дознавателем в отношении заявителя.

Вне зависимости от того, как происходит разбор ДТП в ГИБДД, многие споры по дорожным происшествиям не могут быть решены объективно без проведения автотехнических экспертиз, назначаемых дознавателем или проводимых по инициативе одной из сторон конфликта. Обычно дознаватели стараются обойтись без дополнительных экспертных исследований, так как выводы эксперта могут не совпадать с их окончательным решением по делу. К тому же экспертные службы МВД всегда перегружены, а сторонним независимым организациям, предоставляющим услуги по проведению трасологических и технических экспертиз, нужно платить приличные деньги.

Копия-постановления об административном правонарушении

Итогом работы группы разбора является вынесенное постановление об административном правонарушении по данному происшествию, которое вручается под роспись виновнику аварии. Обжаловать данное постановление можно в суде или вышестоящем органе ГИБДД в течение десятидневного срока с момента его получения, поэтому не следует подписывать документы задним числом.

Тот участник аварии который невиновен получает справку о дорожно-транспортном происшествии. Инспектор в группе разбора не может арестовать или лишить прав, это делает суд, а инспектор лишь выносит постановление об административном правонарушении.

Разбор ДТП в ГИБДД — когда назначают процедуру и как она проходит?

Аварийные ситуации случаются очень часто. Причиной становятся невнимательность водителя или технические неполадки автомобиля, плохие климатические условия и несоблюдение ПДД другими водителями. Споры по ДТП — это проблема, которая нуждается в быстром разрешении. Пострадавшие должны получить возмещение, а виновные лица — ответить за совершенное правонарушение.

Несмотря на то, что перед получением прав водители в обязательном порядке проходят специальную теоретическую и практическую подготовку, многие имеют слабое представление о том, как вести себя после аварии, в группе разбора происшествия в ГИБДД. Именно этот вопрос будет рассмотрен в статье.

Читайте также  Если оба водителя покинули место ДТП

Сроки разбирательств по ДТП

Рассмотрение дела об административном правонарушении в ГИБДД — это очень сложная, а иногда и длительная процедура. Такие правила основаны на необходимости произвести тщательную проверку причин произошедшего ДТП, а также установить все обстоятельства дела. Обычно период изучения материалов составляет 3-30 суток, в зависимости от сложности дела.

Согласно п. 5 ст. 28.7 КоАП, Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

В этот промежуток группа экспертов выполняет тщательный анализ поступивших улик и свидетельств. Дополнительно опрашиваются очевидцы и просматривается видео- и фотосъемка.

Если в результате ДТП имеются пострадавшие лица, получившие травму, то сначала они направляются на медосвидетельствование, а затем на лечение. Заключение о физическом состоянии пострадавшего предоставляется по завершении курса. С учетом длительности данного периода, срок рассмотрения дела о ДТП может быть продлен до полугода (пп. 3 п. 5 ст. 28.7).

Как проходит процедура разбора в ГАИ

Общие требования, изложенные в пп. 2.5, 2.6 и 2.6.1 ПДД, говорят о том, что первые действия водителя после аварийной ситуации предполагают:

  1. Остановиться и включить специальную сигнализацию;
  2. Установить аварийные знаки не ближе, чем 15 метров от автомобиля в городской черте и 30 метров на загородной трассе;
  3. При наличии пострадавших нужно позвонить в службу спасения по номеру 112, в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем авто в ближайшее медучреждение;
  4. Вызвать сотрудников дорожной полиции. Если авария незначительная, то можно обойтись и без полицейских, но это возможно, когда сумма ущерба до 100 тыс. рублей.

Все перечисленные действия обязательны к исполнению, иначе не получится избежать усугубления аварийной ситуации.

В ожидании госинспектора участникам ДТП следует составить схему происшествия, а затем зафиксировать случившееся на видео или фото. Если четкой картины произошедшего нет, и определение виновника ДТП возможным не представляется, то дальнейшее расследование поручается специальной группе разбора в ГИБДД. Суть мероприятия заключается в тщательном разборе аварии и восстановления полной картины случившегося.

Эта процедура происходит на основании соответствующего постановления и по результатам мероприятия устанавливается виновное лицо. Мероприятия носит название «группа административной практики» или «группа разбора».

Что делать, если второй участник ДТП не явился на разбор в ГИБДД

Никакие положения законодательных актов не предусматривают обязательной явки всех участников ДТП на объявленную процедуру. По этой причине, если один из участников не явился в группу разбора, это не может стать поводом для отказа в вынесении постановления.

Каждый участник наделен правом подать ходатайство о переносе даты мероприятия. Чтобы по документу было принято положительное решение, необходимо, чтобы причины были вескими.

Как себя вести при разборе ДТП в ГИБДД?

Даже незначительные повреждения, полученные во время аварийной ситуации, не могут стать причиной для неявки гражданина в группу разбора ДТП. Не стоит пренебрегать таким требованием, поскольку игнорирование может стать причиной серьезных последствий, а именно того, что гражданин будет признан виновным в аварии со всеми вытекающими последствиями.

Присутствие на разборе позволяет гражданам защитить свою правоту при помощи различных доводов и фактических доказательств. При наличии объективных факторов, не позволяющих принять участие в разборе в установленный срок, следует подать специальное ходатайство о переносе сроков мероприятия. Каждый участник процедуры вправе:

  • получить доступ к материалам дела;
  • подавать ходатайства и доказательства;
  • пользоваться услугами переводчика, а показания давать на родном языке;
  • требовать проведения экспертиз, вызывать свидетелей и приобщать к делу дополнительные справки, выписки;
  • производить запись процедуры на диктофон;
  • привлекать к делу юриста;
  • обжаловать постановление.

Согласно п. 6 ст. 28.7 КоАП РФ, по результатам административного расследования составляется протокол об административном правонарушении (либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении), а невиновное лицо получает официальную справку. Все дальнейшие действия и меры по отношению к виновнику аварии могут быть применены лишь после судебного заседания и вынесения соответствующего решения.

В каком случае назначают разбор при ДТП

Обычно участники аварийной ситуации вызывают сотрудников ГИБДД с целью оформить все необходимые документы и определить виновников происшествия. Порядок действий сотрудников ГИБДД реглументируется административным регламентом, утверждённым Приказом МВД РФ от 23.08.2017 № 664. Инспектор прибывает на место происшествия и опрашивает всех участников. После этого сотрудник полиции составляет специальный протокол осмотра места происшествия, в том числе рисует схему ДТП.

Многие граждане интересуются, обязательно ли ехать на разбор после ДТП. Здесь может быть два решения. Рассмотрим каждое из них:

  1. Если причины аварийной ситуации очевидны и споров относительно виновников произошедшего не возникает, инспектору останется оформить стандартный документ — постановление по административному делу;
  2. При возникновении сомнений относительно виновности определенных лиц, протокол составляется с указанием предполагаемого виновника событий, а затем документ передается в группу разбора.

Каждый из участников происшествия получает официальное предписание явиться на группу в отделение Госавтоинспекции. В документе указаны дата и время рассмотрения конкретного случая. При необходимости назначаются дополнительные мероприятия для расследования инцидента на дороге.

Антон Шаров, автоюрист, независимый журналист, главный редактор

Пошаговая инструкция – участникам ДТП

Что нужно сделать сразу после происшествия, обязательно ли вызывать ГИБДД и как оформить извещение о ДТП самостоятельно?

Что в первую очередь должны сделать участники дорожно-транспортного происшествия?

Остановитесь, включите аварийную сигнализацию и выставите знак аварийной остановки в соответствии с требованиями п. 7.2 Правил дорожного движения. Не перемещайте предметы, имеющие отношение к происшествию.

Наденьте куртку, жилет или жилет-накидку с полосами световозвращающего материала в случае, если ДТП имело место вне населенных пунктов в темное время суток либо в условиях ограниченной видимости.

Окажите первую медицинскую помощь пострадавшим. В экстренных случаях примите меры для скорейшего доставления их в медучреждения.

Правила дорожного движения предписывают освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно. При этом предварительно необходимо зафиксировать, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и к объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия.

Далее независимо от того, возник ли спор относительно виновника происшествия и перечня повреждений, обязательно установите свидетелей ДТП и возьмите их контактные данные. Сфотографируйте место ДТП, расположение транспортных средств, повреждения, тормозной путь, зафиксируйте иные обстоятельства, имеющие отношение к событию происшествия.

Нужно ли вызывать ГИБДД, если у участников ДТП нет разногласий?

ГИБДД вызывать не требуется, если:

  • причиненный ущерб оценивается в сумму меньше 100 тыс. руб.;
  • нет разногласий относительно виновника и перечня ущерба;
  • ДТП произошло с участием двух застрахованных транспортных средств;
  • участники ДТП готовы подписать извещение о дорожно-транспортном происшествии.

В иных случаях сотрудников ГИБДД нужно вызывать обязательно, например если есть сомнения относительно перечня повреждений или стоимости восстановительного ремонта.

Вы также можете вызвать аварийного комиссара. Для этого позвоните в вашу страховую компанию, сообщите о ДТП, месте происшествия и попросите направить комиссара для оформления необходимых документов.

Можно заполнить документы самостоятельно?

Участники происшествия могут самостоятельно совместно заполнить извещение о ДТП, если ущерб составляет менее 100 тыс. руб., нет пострадавших и отсутствует спор о виновнике и ущербе. Указанная информация должна быть полной и максимально корректной. При этом заполненное участниками ДТП без вызова ГИБДД извещение о ДТП, так называемый европротокол, должно содержать следующие сведения:

  • о дате и месте ДТП;
  • о свидетелях, если они есть;
  • об ущербе (подробно опишите все повреждения);
  • о месте первоначального удара обоих ТС;
  • о страховых полисах;
  • об обстоятельствах происшествия: кто в какую сторону двигался, что послужило причиной ДТП;
  • об отсутствии разногласий между участниками ДТП относительно обстоятельств причинения вреда.

У пострадавшей стороны остается оригинал извещения о ДТП, у виновника – копия, которую также должны подписать оба участника дорожно-транспортного происшествия.

Что нужно сделать, чтобы воспользоваться повышенной выплатой по «европротоколу»?

В Москве, Санкт-Петербурге, на территории Московской и Ленинградской областей установлен повышенный лимит страховых выплат по «европротоколу» – 400 тыс. руб. Но на водителей, намеренных воспользоваться повышенной выплатой, возложено дополнительное обязательство: данные о дорожно-транспортном происшествии должны быть зафиксированы его участниками и переданы в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со ст. 30 Закона об ОСАГО, одним из следующих способов:

  • с помощью технических средств контроля, которые оперативно и автоматически получают сигналы глобальной навигационной спутниковой системы РФ, позволяющей установить факт ДТП, а также координаты места нахождения транспортных средств в момент ДТП;
  • с использованием программного обеспечения, позволяющего вести фотосъемку транспортных средств и их повреждений на месте ДТП, в числе таких – «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме».
Читайте также  Виновник ДТП не установлен что делать

Невыполнение этого требования дает право страховщику осуществить страховую выплату в пределах 100 тыс. руб., а не 400 тыс.

Надо иметь в виду, что предоставление страховщику на электронном носителе данных фото- и видеофиксации, в том числе с геометкой, не признается выполнением требования о фиксации ДТП в автоматизированной системе, в результате чего страховщик выплатит не более 100 тыс. руб. (п. 5 ст. 11.1 Закона об ОСАГО).

Могут ли возникнуть сложности с передачей данных о ДТП в автоматизированную информационную систему обязательного страхования?

Автоматизированная информационная система обязательного страхования уже создана, и сведения о ней размещены на сайте http://aisosago.ru. Однако порядок фиксации данных о ДТП согласно указанным сложным требованиям предоставления информации, по нашему мнению, до конца не проработан. Имеют место множество пробелов и противоречий, чем пользуются страховщики, выплачивая пострадавшим компенсации в меньшем размере.

Поэтому, если ДТП произошло на территории Москвы, Санкт-Петербурга, Московской или Ленинградской области и примерная стоимость восстановительного ремонта превышает 100 тыс. руб., следует все же вызвать сотрудников ГИБДД, объяснив, что зафиксировать ДТП согласно последним нововведениям у вас нет возможности.

Что делать, если у участников ДТП есть разногласия по поводу виновника происшествия или ущерба?

В этом случае согласно ст. 11.1 Закона об ОСАГО вы также можете оформить ДТП без участия сотрудников ГИБДД. При этом обстоятельства дорожно-транспортного происшествия должны быть зафиксированы и переданы в автоматизированную информационную систему обязательного страхования с использованием средств ГЛОНАСС и сопутствующих программ в порядке, указанном выше.

Вместе с тем сегодня оформление ДТП при условии наличия разногласий фактически происходит с участием сотрудников ГИБДД независимо от суммы причиненного ущерба. В этом случае каждый из участников происшествия заполняет свой бланк извещения о ДТП самостоятельно, а прибывшие сотрудники ГИБДД оформляют необходимые административные документы, устанавливая виновного и перечень повреждений.

Кто должен сообщить страховой о ДТП?

Согласно ч. 2 ст. 11 Закона об ОСАГО в случае оформления извещения о ДТП без участия сотрудников ГИБДД и виновник, и пострадавший должны незамедлительно уведомить о дорожно-транспортном происшествии свою страховую по телефону. Извещение необходимо направить в срок не более 5 рабочих дней с момента ДТП – принести в офис страховой компании или, если такой возможность нет, направить заказным письмом с уведомлением.

Разбор ДТП в ГИБДД — как происходит определение виновника?

ДТП выматывает нервы человеку не только в момент его совершения. Дальше следует такая процедура, как разбор происшествия на специальной группе в подразделении ГИБДД. И тут требуется выдержка и хладнокровие. Недавно я попал в ситуацию, когда пришлось участвовать в подобном мероприятии. Что он из себя представляет, я расскажу вам в этой статье.

Группа разбора – что это?

Группа разбора в отделении ГИБДД – специально созванная группа, отвечающая за практику по административным вопросам. Она состоит из грамотных инспекторов, которые владеют всеми тонкостями и нюансами административного кодекса. Располагается группа разбора в центральном подразделении Госавтоинспекции.

В зоне ее ответственности – детальный разбор всех деталей произошедшего на дороге аварийного случая. Они должны провести объективную оценку ДТП, выявив причины и степень вины всех участников аварийной ситуации.

Инспекторы, опираясь на свой опыт и знания закона, могут квалифицированно объяснить аварию, прописав, какие правила были нарушены, и четко определив оптимальное наказание за каждое из них.

По результатам работы группы разбора составляется соответствующее Постановление о произошедшем правонарушении. Назначение о проведении разбора аварийных ситуаций на трассе и дороге осуществляют после состоявшейся аварии и оформления пакета документов, касающихся происшествия. Его выдает инспектор, прибывший к месту происшествия для разбора ситуации.

Можно ли не являться на такую встречу? В теории – да, если есть четкая уверенность, что виноватый в произошедшем определен.Это уже должно быть прописано в соответствующем протоколе. При этом не все ДТП очевидны с первого взгляда.

Если есть хоть малейшие сомнения, стоит потратить день, но принять участие в разборе. При случае только так можно будет доказать свою правоту.

Когда создают группу разбора?

Обычно если вред нанесен только имуществу, т.е. пострадали исключительно машины и нет жертв или пострадавших среди людей, разбирательство не назначают. В такой ситуации все условия аварии можно определить на месте.

Также группа разбора может быть предложена, если у инспектора появляются сомнения в трактовке случившегося. Например, он не понимает, кто был инициатором столкновения и какие мотивы этому предшествовали. В подобном случае группа разбора может быть назначена и без наличия пострадавших людей.

Участники ДТП получают от инспектора прямо на месте соответствующее предписание появиться на разбор ситуации в оговоренное время.

Сроки комиссии

Группа разбора ДТП работает в регламентированные сроки для проведения всех мероприятий, позволяющих установить виновника происшествия. На разбор аварийной ситуации отводится в среднем 3-30 суток.

Длительность периода напрямую равна сложности случая и количеству мероприятий, требующихся для установления причин происшествия — нужны ли экспертизы, будет ли опрос свидетелей и т.д. Срок может продлеваться, это прописано в Кодексе об административных правонарушениях, на месяц.

Продление срока разбора происходит, если у сотрудников ведомства появились новые факты и материалы дела, что может повлиять на исходное решение. Особенно часто ситуация меняется, если появляются записи с видеорегистраторов или съемки с уличных камер. Кроме того, инспекторам бывает необходимо провести опрос свидетелей, что также занимает много времени.

Если в происшествии пострадали люди, инспекторам ГИБДД потребуется заключение от медиков, какова степень тяжести повреждений. Все детали изучаются скрупулезно, т.к. наказание виновнику аварии определяется по совокупности всех параметров – причиненного ущерба, вреда здоровью и т.д.

Если в результате автопроисшествия пострадавшими были получены средние и тяжелые травмы, лечение займет длительный период. На этом фоне соответственно будет продлена и работа группы разбора – на срок до полугода.

Как проходит сама процедура?

Вариантов, как проходит процедура разбора, может быть несколько. Инспекторы могут как приглашать участников происшествия в кабинет по очереди, выслушивая каждую сторону по отдельности, так и звать их вместе по принципу очной ставки.

На разборе водителям не дают рассматривать схему ДТП (поэтому стоит побеспокоиться о ее копии заранее), знакомя с материалами дела лишь частично. Это помогает участникам аварии вспомнить нюансы и детали происшествия, не опираясь на зрительную память и увиденные картинки.

Если происшествие было неоднозначным или следует очень четко установить сумму ущерба, например, по требованию страховой компании, инспекторы должны назначить экспертизу.

На практике такое случается нечасто – представители ГИБДД пытаются избежать дополнительных проверок, ссылаясь на загруженность соответствующих служб ведомства. Но если этот момент принципиально важен для пострадавших сторон, надо настаивать на ее проведении, тем более что у них есть такое право.

Когда в аварии фигурируют пострадавшие, то в зависимости от тяжести их состояния будет принято решение о передаче в суд или в прокуратуру для дальнейшего разбирательства, установления степени вины и определения наказания.

Какие права есть у участников разбора

Каждый участник ДТП, который попадает на заседание группы разбора, имеет определенные права. Это:

  • Помощь адвоката: при серьезном ДТП лучше воспользоваться услугами автоюриста и делать это стоит сразу же, чтобы адвокат мог выработать единую тактику защиты с самого начала.
  • Ознакомление с материалами дела: перед заседанием надо посетить отделение и запросить у инспекторов на просмотр материалы дела – показания свидетелей, фото- и видеодоказательства и т.д. Если есть адвокат, то стоит делать это вместе с ним.
  • Подавать ходатайства, добавлять доказательную базу в дело и т.д.: например, есть запись регистратора (своего или чужого — неважно), можно попросить подшить ее к делу.
  • Требовать проведение процедуры экспертизы.
  • Требовать запроса справок из дорожной службы о состоянии дорожного полотна или освещенности участка, на котором произошла авария.
  • Записывать процесс на диктофон.
  • Иметь переводчика на группе разбора – актуально для иностранцев.
  • Обжаловать постановление: на это дается 10 дней с момента получения водителем копии решения – обжалование проводится в вышестоящей инстанции инспекции или в суде.

Результаты работы группы разбора

По итогам заседания группы разбора дорожно-транспортного происшествия составляется соответствующее распоряжение или постановление о факте состоявшегося административного правонарушения. Под роспись оно вручается виновнику ДТП. Пострадавшая сторона по результатам такой проверки получает справку о ДТП.

Стоит помнить, что на группе разбора никого не могут арестовать или лишить прав. Сделать это может только суд.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: