Методика оценки автомобиля после ДТП - AUTOS-RUS.RU

Методика оценки автомобиля после ДТП

Учет износа при оценке ущерба по полисам ОСАГО. Изменение практики.

Не все знают, как производятся расчеты страхового возмещения при ДТП по полисам ОСАГО и на чем страховые компании «экономят».

В соответствии с ФЗ-40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 сумма компенсации зависит от расходов на восстановление транспортного средства в доаварийное состояние. К таким затратам относятся: ремонт, приобретение запчастей и материалов, необходимых для замены поврежденных. При этом стоимость «пострадавших» узлов оценивается с учетом их износа.

Для расчета износа по ОСАГО страховые компании применяют единую методику, утвержденную Положением Центрального Банка РФ от 19.09.2014, главными факторами которой являются год выпуска, пробег автомобиля, срок использования узла или агрегата.
По сложившейся в течение длительного периода практике, суды преимущественно взыскивали по искам страхователей о возмещении ущерба при ДТП по полисам ОСАГО со страховых компаний суммы на восстановительный ремонт с учетом износа деталей.

На практике, выводы оценочных экспертных заключений по установлению стоимости восстановительного ремонта, содержат две цифры – сумма с учетом износа деталей и полная стоимость, без учета износа.

На сайте РСА (российский союз автостраховщиков) имеются сведения о средней стоимости запасных частей транспортного средства с учетом износа. Согласно каталогам процент износа деталей в зависимости от возраста автомобиля колеблется от 20 до 50 %. В большинстве случаев, при расчете ущерба б/у автомобилей, суды применяют 50% износа.

Однако, с 2021 года ситуация изменилась.

В феврале 2021 года Верховный Суд РФ в одном из судебных споров страхователя со страховой компанией установил:
«В отличие от общего правила оплата стоимости восстановительного ремонта зарегистрированного в России легкового автомобиля физлица (или ИП) осуществляется страховщиком без учёта износа комплектующих изделий (пункт 59 постановления Пленума ВС от 26 декабря 2017 г. о применении законодательства об ОСАГО, в котором идёт ссылка на абзац третий пункта 15.1 статьи 12 Закона об ОСАГО).

Должник должен возместить кредитору убытки, причинённые неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Если иное не предусмотрено законом или договором, убытки подлежат возмещению в полном размере (статья 393 ГК).

Есть закрытый перечень, когда ремонт заменяется страховой выплатой (полная гибель ТС, смерть потерпевшего, наличие соглашения между сторонами и несколько иных причин — АСН). Судами не установлено обстоятельств, в силу которых страховщик мог заменить без согласия потерпевшего ремонт на выплату».

В данном споре страховщик не организовал восстановительный ремонт, в связи с чем должен возместить стоимость ремонта без учёта износа.

Таким образом, Верховный Суд РФ решил, что страховая компания не может самостоятельно решать вопрос о выплате страхователю страхового возмещения с учетом износа вместо необходимого восстановительного ремонта, поскольку нарушает права страхователя.

Что же делать, если страховая компания при оценке ущерба применяет неправильные критерии и завышает размер амортизации или вовсе отказывает в выплате страхового возмещения?

Если автовладельцу не удается получить полную стоимость страховой выплаты, то следует предпринять следующее:

  • провести независимую экспертизу по оценке стоимости восстановительного ремонта ТС с направлением уведомления в СК;
  • направить претензию в страховую компанию;
  • обратиться с заявлением к финансовому уполномоченному;
  • обратиться в суд с исковым заявлением на страховую компанию (на этом этапе рекомендуем обратиться за помощью к профессиональному страховому адвокату);
  • получить решение суда и направить исполнительный лист по месту открытия расчетного счета СК.

Все указанные действия необходимо предпринимать в сопровождении специалистов и при строгом соблюдении необходимых правил, иначе рискуете получить отказ в удовлетворении иска.

Как оценивается ущерб страховыми по ОСАГО

При ДТП водитель имеет право на компенсации по страховым полисам. А именно – по ОСАГО. Чтобы узнать, сколько положено средств, используется единая методика. С ее вводом процедура калькулирования стала более понятной.

Что такое ЕМРУ

ЕМРУ – единая методика расчета ущерба. Представляет собой метод, предназначенный для подсчета компенсаций, выплачиваемых страховыми компаниями. Фактически является совокупностью нескольких формул. Применяется только тогда, когда получателем является физлицо.

В разработке ЕМРУ принимали участие Центробанк, Российский союз автостраховщиков и Минтранс. До появления упомянутой методики существовало пять разных государственных рекомендуемых способов калькуляции страховки. Это приводило к определенным трудностям.

Кто имеет право пользоваться ЕМРУ

Не у всех есть право использования единой методики расчета ущерба. Такие полномочия имеются у:

  • страховых организаций с правом осмотра ТС, попавших в аварии;
  • частных лицензированных, аттестованных экспертов;
  • представителей судебных оценочно-экспертных служб с лицензиями, аттестатами на ведение деятельности;
  • сертифицированных экспертных компаний.

Для правильного расчета требуется изучить акт осмотра транспорта, составляемый при изучении последствий дорожного события. Он пишется и подписывается в присутствии свидетелей. Чаще – участников ДТП.

Экспертиза для расчетов

Для правильного определения суммы, положенной к выплате, требуется провести предварительную экспертизу транспортного средства. Без нее добиться необходимого результата не получится. Эксперты, проводящие операцию, обязательно соответствуют условиям:

  • наличие высшего технического образования;
  • сдача экспертно-технических экзаменов после обучения;
  • регулярное повышение квалификации (минимум 1 раз за пять лет);
  • наличие рабочего профильного стажа сроком 1 год.

Страховщик получает лицензию — соответствующие данные вносятся в список технических экспертов. Этот документ размещен на сайте РСА. В нем указываются наиболее развернутые данные о страховом работнике – контактная информация, ФИО, место регистрации.

Формула

Чтобы рассчитать компенсации, положенные по ОСАГО после ДТП, требуется сложить суммы:

  • необходимого ремонта;
  • проводимых сервисами работ;
  • материалов, затраченных на починку авто.

Во внимание берется средняя рыночная стоимость оказываемых услуг, а также затрачиваемых ресурсов. Допускается небольшое отклонение от установленных цен. Оно не должно быть больше 10 %.

При проведении подсчета стоимости работ и материалов учитываются такие факторы как регион, в котором произошла авария, а также дата дорожно-транспортного происшествия.

При осмотре автомобиля и высчитывании нанесенного ущерба учитываются только повреждения, появившиеся вследствие происшествия. Если кто-то поцарапал ТС до дорожно-транспортного происшествия, страховые компании не будут выделять на устранение этого нюанса денежные средства.

При подсчете компенсации по ОСАГО учитывается износ деталей. В этом случае необходимо уточнить соответствующий коэффициент и отнять его от единицы. Далее стоимость детали умножается на полученный показатель. Из-за этого все финансы, потраченные на поврежденные детали не получится вернуть ни при каких обстоятельствах.

Если в ходе вычислений сумма компенсации превышает ценник новой машины той же марки и модели, страховщики выдают деньги не на ремонт, а на приобретение нового автомобиля.

Читайте также

Даже небольшое ДТП предполагает стресс для всех его участников и создает определенные сложности. Важно не

Бланк полиса ОСАГО – утверждён на государственном уровне, имеет несколько степеней защиты от подделки. Несмотря

Попав ДТП не по своей вине, каждый гражданин имеет право на возмещение ущерба. Покрытие убытков

Ежегодно каждый автовладелец приобретает полис ОСАГО. Хорошо, когда страховщик проверенный и не нужно тратить часы

Читайте также  Можно ли оформить ДТП через несколько дней

После аварии — дороже

Ведь, как правило, наибольшее количество споров вызывает именно оценка такого ущерба. Автовладельцы хотят получить как можно больше, а страховщики заплатить как можно меньше.

Причем до того момента, как появилась единая методика оценки стоимости восстановительного ремонта, возникновение споров логично объяснялось. Один эксперт считает по одной методике, другой — по второй, а судебный по-третьей. Но, несмотря на то, что теперь порядок оценки прописан в законах и других нормативных актах практически досконально, вопросы по-прежнему возникают. Причем, как оказалось, сумму выплаты пострадавшему занижают сами судьи. Аргументы для этого они представляют довольно неожиданные.

Разбираться со столь сложными спорами приходится Верховному суду. А пострадавшему приходится дожидаться компенсации несколько лет.

Итак история эта началась с того, что некто Володин в конце апреля 2015 года, двигаясь на своем мотоцикле, попал под колеса автомобиля, которым управлял некто Фомичев. В ГИБДД установили, что виновником ДТП является Фомичев.

В результате аварии больше всего пострадал мотоцикл, который восстановлению не подлежал. При этом куплен он был буквально за три дня до аварии.

Надо сказать, что Фомичев был застрахован по ОСАГО с расширенным покрытием до миллиона рублей. Пострадавший Володин сначала обратился в свою страховую компанию за прямым возмещением ущерба. Однако страховщик отказался выплатить на том основании, что якобы водитель не представил документов о том, что он собственник мотоцикла.

При этом непонятно, что страховщик имел в виду: договор купли-продажи мотоцикла, а также свидетельство о его регистрации были предъявлены.

При этом при заключении договора с мотоциклистом и получении от него премии документов страховщику хватало. А для выплаты их недостаточно.

Также страховщик не назначил проведения технической экспертизы. Володин решил тогда провести независимую экспертизу за свой счет. Но на независимую экспертизу страховщик ни разу не направил своего эксперта, хотя его дважды приглашали телеграммой.

Между тем экспертиза установила, что повреждения мотоцикла таковы, что он не подлежит восстановлению. При этом эксперты указали, что стоимость этого транспортного средства на момент оценки составляет 1 миллион 156 тысяч рублей. А стоимость годных остатков — почти 149 тысяч.

Вычитаем одно из другого — получаем стоимость ущерба. То есть 1 миллион 7 тысяч рублей. Именно столько мотоциклист должен был получить в качестве компенсации за уничтоженную технику.

Однако по ОСАГО со своей страховой он мог рассчитывать на сумму не более 400 тысяч рублей. Но у виновника аварии ОСАГО было с расширением до миллиона рублей. Поэтому Володин обратился в страховую компанию виновника аварии за выплатой по расширенному лимиту. И тоже получил отказ. Якобы отсутствуют документы о стоимости восстановительного ремонта транспортного средства. То есть представленные результаты независимой экспертизы страховщика почему-то не устроили.

Володин обратился в суд. При этом потребовав уплаты неустойки и штрафа. Но Озерский городской суд Московской области решил, что мотоцикл, купленный по договору купли-продажи за 650 тысяч рублей, не может стоить дороже после трех дней его эксплуатации. А поэтому ущерб, штраф и неустойку высчитывал именно из этой суммы. С этим согласилась и апелляционная инстанция Московского областного суда.

Однако с таким решением не согласился Верховный суд. Под действительной стоимостью имущества понимается его рыночная стоимость, которая представляет собой текущую стоимость товара, определяемую на основе спроса и предложения в каждый конкретный момент на рынке. То есть определение судом стоимости на основе цены, указанной в договоре купли-продажи, нельзя признать правильным и соответствующим положениям закона, установил ВС.

Определение действительной стоимости имущества на день наступления страхового случая или размера расходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового случая, требует специальных познаний. Суд должен был назначить экспертизу. Но ни один из нижестоящих судов этим не озаботился.

На этом основании ВС отменил решение нижестоящих судов и направил дело на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию.

Действительно, сумма, указанная в договоре купли-продажи, может быть ниже рыночной. Например, продавцу срочно нужны деньги, и он продает свой мотоцикл по дешевке. Но это не означает, что покупатель купил дешевку. За те же деньги он не сможет приобрести точно такой же продукт, который достался ему с большой скидкой. А закон при гибели имущества требует компенсации в размере действительной его стоимости.

Единая методика расчета ущерба ОСАГО

Для расчета величины ущерба в рамках обязательного автострахования используется единая методика расчета по ОСАГО. Ее разработкой и обновлением занимаются сотрудники регулятора отечественного страхового рынка – ЦБ РФ. Рассмотрим динамику совершенствования документа и его основные положения.

  1. Единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт
  2. Обзор документа
  3. Как рассчитывают ущерб страховые компании?
  4. Как рассчитать ущерб самостоятельно?
    1. На сайте РСА
    2. Другими способами
  5. Что делать в случае занижения компенсации?
  6. Ответы на вопросы
    1. Кто разработал Единую методику расчета ущерба по ОСАГО?
    2. Какая версия документа является актуальной на сегодня?
    3. Как оспорить расчет страховой компании при несогласии с суммой компенсации?
  7. Подведем итоги

Единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт

Первая версия методики была разработана специалистами Центробанка России еще в сентябре 2014 года. Затем в нее неоднократно вносились изменения и корректировки. Действие документа продлится до 20 сентября 2021 года. На следующий после указанной даты день вступает в силу новая единая методика расчета ущерба по ОСАГО, которая содержится в Положении ЦБ РФ №755-П (датируется 04.03.2021).

Обзор документа

Несмотря на введение новой редакции, единая методика ОСАГО сохраняет базовые принципы расчета, действовавшие с 2014 года. В документе детально описаны следующие аспекты вычисления стоимости восстановительного ремонта применительно к автомобилю, пострадавшему в ДТП. К ним относятся:

  • порядок определения характера полученных транспортным средством повреждений;
  • правила расчета и группировки расходов по статьям затрат – материалы, запчасти, зарплата рабочих и т.д.;
  • порядок определения степени износа узлов и комплектующих, которые подлежат замене;
  • правила вычисления ценности годных остатков, которые могут быть использованы даже после полной гибели авто;
  • порядок составления, утверждения и опубликования справочников, содержащих средние стоимости запчастей, расходников и часа работы в рамках восстановительного ремонта;
  • перечень требований к фиксации повреждений транспортного средства.

Единая методика расчета по ОСАГО применяется как страховыми компаниями, так и специализированными экспертными организациями или частными экспертами, в том числе – судебными. Грамотное использование утвержденных регулятором правил позволяет ускорить урегулирование спорных ситуаций как в суде, так и в досудебном порядке.

Как рассчитывают ущерб страховые компании?

Как было отмечено выше, единая методика ОСАГО используется для расчета величины ущерба всеми заинтересованными сторонами, включая непосредственно автостраховщиков. Последние используют стандартную формулу вычислений, которая имеет следующий вид:

  • СК = Р +М +Д, где
  • СК – это сумма итоговой денежной компенсации;
  • Р – расходы на оплату ремонта;
  • М – затраты на покупку расходных материалов;
  • Д – расходы на приобретение деталей и запчастей, которые нуждаются в замене.
Читайте также  Ударил дверью чужую машину ДТП или нет

В зависимости от состояния транспортного средства и выполняемых восстановительных работ в формулу вносятся корректировки. В качестве исходных данных используются среднерыночные стоимости всех трех параметров – оплаты труда, материалов и комплектующих, регулярно публикуемые Центробанком страны.

Это делает вычисления намного более простыми и оперативными, а итоговый расчет – типовым.

Как рассчитать ущерб самостоятельно?

Достаточно часто разногласия между страхователем и страховщиком касаются суммы компенсации. Вполне естественным выглядит желание первого проверить расчет, выполненные страховой компанией. Для этого используются разные способы, большая часть которых предусматривает применение в том или ином виде единой методики расчета страховой выплаты по ОСАГО.

На сайте РСА

Самый простой и популярный способ самостоятельного расчета величины ущерба предусматривает использование функционала официального сайта РСА. На нем размещается удобный и простой в применении онлайн-сервис, который базируется на разработанной и утвержденной Центробанком методике расчета, а также усредненных нормативах основных статей расходов.

Для вычислений используется формула, приведенная выше.

Другими способами

Схожие способы расчетов предлагают и различные частный сайты, посвященные тематике обязательного автострахования. При выборе такого варианта решения задачи необходимо помнить, что размещенная на них информация не является официальной. Поэтому проще и правильнее обратиться или на сайте РСА, или в специализированную экспертную организацию, имеющую необходимые допуски и аккредитации.

Что делать в случае занижения компенсации?

Если проверка расчетов, выполненных сотрудниками страховой компании, обнаружила занижение суммы выплаты, необходимо обжаловать действия автостраховщика. Для этого проводится независимая экспертиза оценки величины ущерба, а полученное в результате экспертное заключение прикладывается к исковому заявлению в суд.

Допускается урегулирование спорной ситуации в досудебном порядке, но это также требует обоснования позиции страхователя. Помимо экспертного заключения, необходимо сохранить и предоставить комплект сопутствующих документов, подтверждающих как факт ущерба, так и стоимость выполненного ремонта.

Ответы на вопросы

Кто разработал Единую методику расчета ущерба по ОСАГО?

Разработкой документа занимаются специалисты регулятора российского страхового рынка – Центробанка страны.

Какая версия документа является актуальной на сегодня?

В настоящее время продолжает действовать скорректированная редакция Единой методики, разработанной еще в 2014 году. Но уже с 21 сентября текущего года вступит в силу новое Положение, разработанное ЦБ РФ в марте 2021 года.

Как оспорить расчет страховой компании при несогласии с суммой компенсации?

Чтобы сделать это, сначала необходимо провести независимую оценку стоимости восстановительного ремонта. Затем экспертное заключение прикладывается к исковому заявлению и направляется вместе с другими необходимыми документами в суд.

Подведем итоги

Разработку Единой методики расчета стоимости восстановительного ремонта по ОСАГО, выполненную Центробанком РФ, следует признать важным этапом становления системы отечественного обязательного автострахования. Грамотное применение документа на практике позволило минимизировать количество спорных ситуаций. Важным дополнительным плюсом стало предоставление страхователю возможность совершать расчет стоимости ущерба самостоятельно.

Расчет износа по ОСАГО

Износ по ОСАГО – одна из основных причин, почему выплат может не хватить на ремонт автомобиля. Владелец транспортного средства старше 5 лет уже точно не сможет оплатить покупку новой детали, взамен поврежденной, только за счет страховки.

Износ по ОСАГО – одна из основных причин, почему выплат может не хватить на ремонт автомобиля. Владелец транспортного средства старше 5 лет уже точно не сможет оплатить покупку новой детали, взамен поврежденной, только за счет страховки.

Как производится расчет износа по ОСАГО

Для расчета износа по обязательному страхованию у страховых компаний существует несколько различных методик. Вне зависимости от того, какая из них используется, наибольшее влияние оказывают следующие факторы:

  • дата выпуска автомобиля;
  • пробег;
  • срок эксплуатации поврежденной детали, только если по ней есть конкретная информация.

При расчете наибольшее влияние часто оказывается именно временем изготовления транспортного средства. В результате всего за год размер потенциальной компенсации может уменьшиться на 8%.

Если в результате ДТП были повреждены шины, то по страховке с учетом износа вы сможете получить минимум средств, если они были куплены давно. Для свежих покрышек следует хранить документы, подтверждающие дату их приобретения.

Также на размер компенсации по шинам влияет:

  • высота рисунка протектора у новой шины;
  • текущая высота рисунка протектора;
  • законодательно установленная минимальная высота рисунка протектора.

Поэтому, если у вас старый автомобиль, но шины были куплены недавно – сохраните на них документы. Тогда вы сможете получить за них полную компенсацию.

Максимальный размер износа

Законодательно установлено, что максимальный размер износа составляет 50%. Например, если автомобиль 2001 года выпуска попал в ДТП, то по формуле его узлы будут изношены более, чем на 70-80%.

Но водитель получит не такую маленькую компенсацию. При выплате по автостраховке расчет будет в любом случае снижен до 50% с учетом уровня изношенности деталей. Это позволяет гарантировать справедливые выплаты, которых хватит на проведение большей части ремонта.

Можно ли взыскать сумму износа с виновника ДТП

Несмотря на то, что вам придется доплачивать за детали, для ОСАГО износ обязательно учитывается в расчете, взыскать эту сумму с виновника ДТП не получится. Законом определяется, что участник аварии с полисом уже застраховал свою ответственность. Поэтому весь ущерб должен компенсировать его страховщик.

Как отмечалось выше, при выплате по страховке износ учитывается в обязательном порядке. Поэтому сумма, выплаченная страховой компанией, итоговая, и вы не сможете получить больше с участников ДТП.

Ремонт без учета амортизации

Некоторые водители могут получить ремонт без учета времени эксплуатации тс. Обычно страховые компании предлагают специальные дополнительные услуги клиентам, которые никогда не попадали в ДТП по своей вине.

В результате владелец транспортного средства может:

  • отремонтировать автомобиль у официального дилера, при этом расчет амортизации для выплаты страховки проводится не будет;
  • получить повышенную выплату, не превышающую действительную стоимость транспортного средства;
  • получить компенсацию, даже если у виновника ДТП отсутствует страховой полис.

Такая дополнительная услуга подходит опытным водителем с безупречным стажем вождения. Она позволяет существенно сэкономить время, силы и средства при получении компенсации и выполнении ремонтных работ.

Вы можете самостоятельно оценить сумму выплат, использовав для расчета износа калькулятор. Он анализирует все необходимые параметры и дает такой же результат, как и у страховой. Предварительные расчеты затем можно использовать для проверки своего страховщика на занижение суммы выплат.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: