Как оспорить оценку ущерба по ДТП - AUTOS-RUS.RU

Как оспорить оценку ущерба по ДТП

Не согласен с выплатой по ОСАГО или с отказом в ней: что делать?

Если вы хоть раз обращались за выплатой по ОСАГО, то знаете, как сложно «получить своё». Редкий автолюбитель доволен той суммой, которую ему насчитала страховая компания. Иногда с этим можно смириться: купить подержанную деталь (особенно кузовную), сделать ремонт у «дяди Васи» в гараже, а не на фирменной станции.

Но порой выплаты бывают просто смешными, хотя владелец даже не сможет выдавить из себя улыбку. Всё дело в несовершенстве системы ОСАГО: существующие методики позволяют по-разному исчислить ущерб. Что делать, если выплаты занижены? С кем нужно судиться: со страховой компанией или с виновником ДТП? Есть ли мировой порядок разрешения спора? Будем разбираться.

ОСАГО в России: только цифры

На сайте Центробанка можно найти любопытную статистику об итогах ОСАГО за 2020 год. Приведу лишь некоторые из них:

  • Общий объём страховых премий в 2020 г. – 223,288 млрд. рублей, что превышает 3 миллиарда долларов;
  • Физические и юридические лица приобрели электронных полисов ОСАГО на 81,244 млрд. рублей;
  • На конец 2020 г. действовало 37,586 млн. договоров обязательного страхования;
  • Количество страховых случаев превысило 2,058 миллиона, свыше 386 тысяч оставались неурегулированными к концу периода;
  • По 59,93 тыс. обращений в выплатах было отказано;
  • Количество удовлетворенных заявок за 2020 г. – 1.874.215 единиц;
  • Проведено выплат на 125,507 млрд. рублей.

И самые интересные цифры: в 24695 случаев выплаты были задержаны. Это повлекло начисление неустойки в общей сумме 1,415 млрд. рублей!

Обжалование выплат по ОСАГО: теория

Если в год фиксируется свыше 2 миллионов страховых случаев, а почти по 60 тысячам получают отказ, это не может не вызвать недовольство у держателей полисов. Увы, статистики по обжалованиям в открытом доступе нет. Но, думается, что система генерирует тысячи споров ежегодно. Чтобы разгрузить суды, была придумана многоступенчатая система обжалования действий страховщиков.

Важно! Срок давности по защите нарушенного права – 3 года. Он приостанавливается, если написана претензия или имеет место обращение к финансовому уполномоченному.

Процесс оспаривания выплат состоит из нескольких этапов:

  1. Первичное обращение в страховую компанию . После ДТП нужно получить справку в ГИБДД (либо оформить европротокол) и написать заявление на возмещение. Рассмотрение должно уложиться в 20 рабочих дней, о решении уведомляют пострадавшего.
  2. Проведение независимой экспертизы . Без альтернативной оценки ущерба доказать свою правоту не получится. Экспертиза тоже стоит денег: от 3 до 6 тысяч рублей (в зависимости от срочности и места проведения). Чеки и договоры сохраняем!
  3. Претензия . В обращении в свободной форме нужно обосновать несогласие с выплатой. Достаточно сопоставить расчёт страховой компании и независимого эксперта.
  4. Обращение к финансовому уполномоченному . Если претензия осталась без удовлетворения или без ответа, придётся идти к омбудсмену. Подать обращение можно прямо в интернете, но для этого придётся зарегистрироваться. Опция доступна только обладателям мобильного телефона с сим-картой российского оператора.

Внимание! Проверить, подлежит ли спор рассмотрению у омбудсмена, можно по ссылке.

  • Подача искового заявления в суд . Самостоятельно составить такой документ вряд ли получится. Придётся обращаться за юридической помощью, а это – дополнительные расходы.
  • При выигранном деле можно рассчитывать на:

    1. Удовлетворение требований (полностью или частично);
    2. Неустойку (за просрочку исполнения обязательства) и штраф (по договору);
    3. Возмещение морального вреда (согласно Закону «О защите прав потребителя»);
    4. Покрытие расходов на экспертизу, почту, осмотры и прочее;
    5. Взыскание издержек на юридическую помощь.

    Внимание! Процессуальные издержки взыскиваются с проигравшей стороны. Если требования удовлетворены частично – то пропорционально. Пример: гражданин О. потратил на адвоката 10.000 рублей. Суд удовлетворил исковые требования на 50%. Это значит, что расходы на адвоката будут возмещены только в пределах 5000 рублей. Указанное правило не распространяется на взыскание издержек по проведенным экспертизам и исследованиям.

    Пишем иск. Взыскиваем убытки с виновника ДТП

    Если выплаты по ОСАГО не хватает на ремонт автомобиля, можно предъявить гражданский иск о возмещении убытков к лицу, которое является виновником аварии. В этом случае не нужны ни претензии, ни обращение к омбудсмену. Рассмотрением дела в суде может закончиться и спор со страховой компанией. Это отнимет некоторое время, редкое решение выносится с одного заседания (их будет примерно 2-5).

    Вкратце напомню правила подачи искового заявления:

    1. Должен быть пройден досудебный порядок урегулирования, если это прямо прописано в законе (касательно споров со страховой компанией – это претензия и финансовый омбудсмен);
    2. Исковое заявление, как правило, подаётся по месту нахождения (жительства) истца;
    3. К заявлению нужно приобщить следующее: копию полиса ОСАГО, материалы по ДТП, копию претензии и ответ на неё, сведения из личного кабинета на сайте финансового омбудсмена, оригинал заключения эксперта и другие доказательства;
    4. Следует подготовить заявление в копиях (со всеми приложениями) по количеству заинтересованных лиц;
    5. Споры по поводу страховок и взысканию убытков рассматривают суды общей юрисдикции.

    Важно! Согласно положениям Постановления Пленума ВС РФ от 28.06.2012 N17, граждане освобождены от уплаты госпошлины по спорам со страховой компанией.

    Сколько времени займёт выяснение отношений со страховой?

    Давайте посчитаем вместе: независимая экспертиза проводится 1-3 дня, на рассмотрение претензии отводится месяц, омбудсмену – 20 рабочих дней. В суде с иском будут работать не меньше двух-трёх месяцев, а при обжаловании – минимум полгода. Добавьте сюда время на подготовку и направление документов. Значит, спор со страховой компанией может растянуться от полутора месяцев (в самом оптимистичном случае) до года (обычная ситуация).

    А что на практике?

    Даже теория в этой статье выглядит весьма непростой. Что же говорить о практике! Дела о спорах со страховыми компаниями считаются средними по сложности. Но вынесенные решения часто отменяют и изменяют, а проигравшие – всячески затягивают исполнение вердикта. Но свет в конце тоннеля есть.

    Решением Подольского городского суда от 12.10.2020 частично удовлетворены требования владельца «Ягуар» к АО «АльфаСтрахование». И страховщик, и финансовый омбудсмен отказали ему в выплатах. Однако суд взыскал в его пользу 824.511 рублей. Не удалось узнать, когда решение вступило в силу и обжаловалось ли оно.

    В схожей ситуации гражданка М.О.А. спорила с компанией «Росгосстрах» по поводу отказа в страховом возмещении. Решением Волгодонского райсуда от 23.09.2020 с ответчика взыскано 76925,74 руб. Обратите внимание, что М.О.А. взыскивала возмещение вреда здоровью, и в этом случае схема тяжбы – такая же, как и с вредом имуществу.

    Решением районного суда г.Челябинска от 30.07.2020 удовлетворены требования Т.Л.А. к СПАО «Ингосстрах». В пользу истца взыскано страховое возмещение, неустойка, штраф, понесённые расходы (всего – около миллиона рублей). Судиться можно даже с РСА (т.е. в ситуации, когда выплат по ОСАГО не было), что подтверждает решение районного суда г.Новосибирска от 30.07.2020.

    Есть ли смысл судиться непосредственно с виновником ДТП? Судите сами. Решением городского суда от 29.10.2020 с Б.П.Н. в пользу Ш.Г.С. взыскано 202 тысячи рублей: стоимость восстановительного ремонта и расходы на юридическую помощь. В данном случае пострадавший был лишён другой возможности защитить права, так как у Б.П.Н. отсутствовал страховой полис.

    Важно! Разобраться с тем, кому предъявлять иск, невозможно без детального знакомства с ситуацией. Иногда требования нужно предъявлять виновнику ДТП, а не страховой, иногда – наоборот. Универсальных правил не существует!

    Резюме. Начните с независимой экспертизы

    Наш анализ демонстрирует, что страховые компании склонны устанавливать выплаты по минимальным тарифам. Первое, что нужно сделать при несогласии с этим – провести независимую экспертизу. Если её результаты отличаются от суммы выплаты страховой на 10% и более, можно вступать на путь юридической борьбы.

    Читайте также  Как страховая компания оценивает ущерб после ДТП

    Кстати, чем дороже машина, тем актуальнее правовая тяжба. Подать иск можно и к виновнику ДТП, чтобы покрыть расходы на восстановление состояния машины, имевшего место до аварии. Однако я убеждён, что справиться с этой задачей без помощи юриста нереально. Благо, расходы на адвоката потом можно взыскать с проигравшей стороны.

    Судьям рассказали, как разрешать споры об ОСАГО

    Как ранее сообщалось, 9 февраля по веб-конференции прошло совещание судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

    О важных позициях по делам об ОСАГО и страховании рисков заемщиков коллегам рассказал председатель судебного состава по гражданским делам Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ Сергей Асташов.

    В начале своего доклада он отметил, что при повреждении транспорта в ДТП возникают два правоотношения. Первое – из договора ОСАГО: «Здесь объем возмещения регулируется особыми условиями, которые предусмотрены Законом об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, Правилами ОСАГО и Единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства». Для этой группы правоотношений в законе установлено ограниченное возмещение, то есть с учетом износа транспорта, напомнил судья.

    Второе правоотношение – из причинения вреда: «Здесь для причинителя вреда действуют положения ст. 15 и 1064 ГК РФ, которые говорят о полном возмещении ущерба потерпевшему». Это предполагает применение рыночных цен без учета износа поврежденного имущества, пояснил Сергей Асташов.

    В то же время, подчеркнул он, ограниченное возмещение по договору обязательного страхования гражданской ответственности касается не только поврежденных транспортных средств. Это общий принцип возмещения ущерба по таким договорам. «То есть износ применяется не только к транспортным средствам, но и к другому имуществу, такому, например, как оборудование автозаправочных станций, опоры различных контактных сетей и так далее. Единственное различие в том, что к транспортным средствам применяется Единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт, а в отношении другого имущества размер ущерба определяется по смете восстановительного ремонта, смете расчета», – рассказал судья.

    По его словам, из-за правила об учете износа страховое возмещение обычно не компенсирует причиненный вред полностью. В этом случае на основании ст. 1072 ГК потерпевший может взыскать оставшуюся часть с причинителя вреда. При определении этой разницы судам необходимо проверять, в полном ли размере получено страховое возмещение, заметил Сергей Асташов. Если по каким-либо причинам – например, в случае заключения соглашения о выплате без проведения независимой экспертизы транспортного средства – страховое возмещение получено не в полном размере, причинитель вреда не обязан компенсировать потерпевшему оставшуюся часть.

    Сергей Асташов акцентировал внимание на том, что определение размера страхового возмещения по договору ОСАГО и определение стоимости восстановительного ремонта для причинителя вреда – это разные вещи. «Вопрос ведь не только в применении износа, но и в тех ценах, которые применяются. Проверка страхового возмещения определяется по правилам, которые предусмотрены для ОСАГО, а проверка определения размера восстановительного ремонта для причинителя вреда – по рыночным ценам без учета износа», – пояснил судья.

    Он также напомнил, что по Закону об ОСАГО собственники легковых автомобилей, как правило, получают страховое возмещение в виде организации и оплаты ремонта на СТО. «Страховая компания обязана организовать ремонт поврежденного транспортного средства гражданина на станции технического обслуживания, с которой заключен договор. Причем этот ремонт в соответствии с Законом и Правилами об ОСАГО должен производиться, если требуется замена запасных частей, комплектующих изделий, без учета их износа. То есть при организации натурального ремонта износ автомобиля, как правило, не имеет значения», – еще раз подчеркнул докладчик.

    В то же время по Закону об ОСАГО из правила об обязательной организации ремонта есть ряд исключений, добавил Сергей Асташов: «В каких-то случаях по выбору потерпевшего (например, когда он является инвалидом), в каких-то – по объективным причинам (например, в случае так называемой полной гибели транспортного средства) или по соглашению между потерпевшим и страховой компанией вместо натурального ремонта может быть произведено страховое возмещение в денежной форме. Но если в денежной форме, то с учетом износа. И опять появляется эта разница».

    По его словам, принципиальная позиция Судебной коллегии по гражданским делам заключается в том, что реализация потерпевшим права на получение страхового возмещения в денежной форме не влечет за собой ограничение права на возмещение ущерба причинителем вреда в полном размере. «Другими словами, если потерпевший по предусмотренным законом основаниям, в том числе и при заключении соглашения со страховой компанией, реализовал свое право на получение страхового возмещения вместо натурального ремонта в денежной форме, то он при этом не лишается права на полное возмещение ущерба со стороны причинителя вреда (имеется в виду та разница) и в том случае, если весь причиненный ущерб находится в пределах лимита ответственности по договору ОСАГО», – пояснил судья.

    По общему правилу, отметил он, потерпевший не может требовать выплаты страхового возмещения деньгами без согласия страховой. «Но в тех случаях, когда страховая компания нарушает предусмотренный законом срок для выдачи направления на станцию технического обслуживания для производства натурального ремонта, в соответствии с п. 52 Постановления Пленума ВС РФ о применении законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств потерпевший имеет право потребовать страховое возмещение в денежной форме».

    Поскольку эти правоотношения подчиняются общим нормам Гражданского кодекса, у потерпевшего есть и другие способы защиты. «В том случае, если должник ненадлежащим образом исполняет свои обязательства, он обязан возместить убытки», – подчеркнул Сергей Асташов. Так, если должник не исполняет обязательство по выполнению работ или оказанию услуг, кредитор на основании ст. 397 ГК вправе сделать это сам или поручить работу третьему лицу и взыскать соответствующие расходы с должника, напомнил судья.

    «Если страховая компания не исполняет свои обязательства по организации и оплате натурального ремонта транспортного средства гражданина, в случае такого виновного неисполнения потерпевший, владелец поврежденного транспортного средства, вправе потребовать возмещения убытков. Подчеркиваю, не страхового возмещения в денежной форме, а возмещения убытков в связи с неисполнением страховой компанией этого обязательства в полном размере, то есть в размере стоимости восстановительного ремонта автомобиля так, как он должен был быть отремонтирован на СТО, то есть без учета износа», – пояснил Сергей Асташов. По его словам, это достаточно новая правовая позиция СКГД.

    Спикер также отметил, что закон устанавливает определенные требования к экспертам, которые проводят судебные экспертизы по делам об ОСАГО. Определять стоимость восстановительного ремонта и выяснять, соответствует ли повреждение автомобиля заявленной дорожно-транспортной ситуации, может не любой автотехник, а только эксперт, который прошел специальное обучение и включен в соответствующий реестр Минюста, указал Сергей Асташов.

    Часть доклада судья посвятил страхованию рисков заемщиков. Прекращает ли досрочная выплата кредита действие договора страхования? И может ли страхователь-заемщик вернуть часть страховой премии при досрочном прекращении или отказе от договора страхования? Правовая позиция о применении ст. 958 ГК, по словам Сергея Асташова, достаточно сформирована: ответы на эти вопросы зависят от условий договора.

    Судья добавил, что не так давно СКГД столкнулась с неясными и противоречивыми условиями договора страхования и программы страхования заемщиков: «В этом случае толкование договора осуществляется в пользу контарагента той стороны, которая является профессиональной и разработала условия этого договора». То есть в пользу потребителя.

    Упомянул Сергей Асташов и о возможности заемщика самостоятельно застраховать риски из кредитного договора. «В ст. 7 Закона о потребительском кредите предусмотрено, что кредитная организация обязана предоставить заемщику возможность самостоятельно заключить договор страхования на условиях, определенных кредитным договором. То есть кредитная организация не вправе навязывать конкретную страховую организацию или какой-то единственный вариант заключения договора страхования. Важно, что это право существует у заемщика не только в момент получения кредита, но и сохраняется впоследствии. В течение действия кредитного договора заемщик вправе отказаться от первого заключенного договора страхования и заключить договор с другой страховой компанией. Главное, чтобы этот второй договор страхования соответствовал тем условиям, которые были оговорены сторонами при заключении кредитного договора», – объяснил судья.

    Читайте также  Если водитель скрылся с места ДТП

    При этом, подчеркнул он, срок заключения второго договора принципиального значения не имеет. В тот период, когда есть страхование, сохраняется пониженная ставка кредита. Если был перерыв между окончанием первого и началом действия второго страхового соглашения, то в это время будет применяться другая ставка в зависимости от условий кредитного договора.

    Считаю, что неправильно проведена независимая техническая экспертиза после ДТП. Как избежать судебной экспертизы?

    В июле этого года я попал в ДТП. Меня признали виновником. Спустя некоторое время один из пострадавших присылает мне повестку на независимую экспертизу. Где его эксперт оценивает размер ущерба в 917 000 рублей. Перед этим страховая кампания выплачивает ему 400 000 р. Спустя время без предъявления претензии меня вызывают в суд, не уведомив меня положенным способом. Разобрав его экспертное заключение я увидел, что заключение сделано по методике министерства юстиции. Свою вину в ДТП я не отрицаю, но в акте независимой экспертизы я указал, что не согласен с перечнем поврежденных деталей. Мой юрист говорит, что в спорах между физическими лицами по возмещению ущерба он применил правильную методику, Но прочитав закон № 223 фз от 21.07.2014г, который внес изменения в п. 2 ст. 12.1 ФЗ № 40 об ОСАГО независимая техническая экспертиза проводиться по правилам, утверждаемым Банком России. Кому верить? Юрист подал ходатайство о проведении судебной экспертизы. Но может можно ее избежать, развалив экспертизу, не доводя до судебной. Она ведь дорого стоит. И платит за нее тот, кто подает ходатайство. Подскажите, пожалуйста, как быть?

    Адвокат Антонов А.П.

    Согласно ст. 12.1 Федерального закона «Об ОСАГО», в целях установления обстоятельств причинения вреда транспортному средству, установления повреждений транспортного средства и их причин, технологии, методов и стоимости его восстановительного ремонта проводится независимая техническая экспертиза. Независимая техническая экспертиза проводится по правилам, утверждаемым Банком России.

    Независимая техническая экспертиза проводится с использованием единой методики определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, которая утверждается Банком России и содержит, в частности:

    а) порядок расчета размера расходов на материалы, запасные части, оплату работ, связанных с восстановительным ремонтом;

    б) порядок расчета размера износа подлежащих замене комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), в том числе номенклатуру комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), на которые при расчете размера расходов на восстановительный ремонт устанавливается нулевое значение износа;

    в) порядок расчета стоимости годных остатков в случае полной гибели транспортного средства;

    г) справочные данные о среднегодовых пробегах транспортных средств;

    д) порядок формирования и утверждения справочников средней стоимости запасных частей, материалов и нормочаса работ при определении размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства с учетом установленных границ региональных товарных рынков (экономических регионов).

    Данные указанных справочников должны обновляться не реже одного раза в течение шести месяцев, в том числе на основании сведений об оплате страховщиками проведенного восстановительного ремонта поврежденных транспортных средств станциям технического обслуживания в соответствии с настоящим Федеральным законом. Независимая техническая экспертиза транспортных средств проводится экспертом-техником или экспертной организацией, имеющей в штате не менее одного эксперта-техника. Требования к экспертам-техникам, в том числе требования к их профессиональной аттестации, основания ее аннулирования, порядок ведения государственного реестра экспертов-техников устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Эксперты-техники несут ответственность за недостоверность результатов проведенной ими независимой технической экспертизы транспортных средств. Убытки, причиненные экспертом-техником вследствие представления недостоверных результатов независимой технической экспертизы, подлежат возмещению экспертом-техником в полном объеме.

    Судебная экспертиза транспортного средства, назначаемая в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях определения размера страхового возмещения потерпевшему и (или) стоимости восстановительного ремонта транспортного средства в рамках договора обязательного страхования, проводится в соответствии с единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, утверждаемой Банком России, и с учетом положений настоящей статьи.

    Таким образом, в случае, если экспертиза проводится по направлению страховщика, то это независимая техническая экспертиза, и расчет стоимости восстановительного ремонта осуществляется по Положению Банка России от 19 сентября 2014 г. N 432-П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства». В случае, если автомобиль направлен на экспертизу не страховщиком, то проводится автотехническая экспертиза, и для расчета стоимости ремонта используются Методические рекомендации для судебных экспертов по исследованию автотранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки.

    С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».

    После аварии — дороже

    Ведь, как правило, наибольшее количество споров вызывает именно оценка такого ущерба. Автовладельцы хотят получить как можно больше, а страховщики заплатить как можно меньше.

    Причем до того момента, как появилась единая методика оценки стоимости восстановительного ремонта, возникновение споров логично объяснялось. Один эксперт считает по одной методике, другой — по второй, а судебный по-третьей. Но, несмотря на то, что теперь порядок оценки прописан в законах и других нормативных актах практически досконально, вопросы по-прежнему возникают. Причем, как оказалось, сумму выплаты пострадавшему занижают сами судьи. Аргументы для этого они представляют довольно неожиданные.

    Разбираться со столь сложными спорами приходится Верховному суду. А пострадавшему приходится дожидаться компенсации несколько лет.

    Итак история эта началась с того, что некто Володин в конце апреля 2015 года, двигаясь на своем мотоцикле, попал под колеса автомобиля, которым управлял некто Фомичев. В ГИБДД установили, что виновником ДТП является Фомичев.

    В результате аварии больше всего пострадал мотоцикл, который восстановлению не подлежал. При этом куплен он был буквально за три дня до аварии.

    Надо сказать, что Фомичев был застрахован по ОСАГО с расширенным покрытием до миллиона рублей. Пострадавший Володин сначала обратился в свою страховую компанию за прямым возмещением ущерба. Однако страховщик отказался выплатить на том основании, что якобы водитель не представил документов о том, что он собственник мотоцикла.

    При этом непонятно, что страховщик имел в виду: договор купли-продажи мотоцикла, а также свидетельство о его регистрации были предъявлены.

    При этом при заключении договора с мотоциклистом и получении от него премии документов страховщику хватало. А для выплаты их недостаточно.

    Также страховщик не назначил проведения технической экспертизы. Володин решил тогда провести независимую экспертизу за свой счет. Но на независимую экспертизу страховщик ни разу не направил своего эксперта, хотя его дважды приглашали телеграммой.

    Между тем экспертиза установила, что повреждения мотоцикла таковы, что он не подлежит восстановлению. При этом эксперты указали, что стоимость этого транспортного средства на момент оценки составляет 1 миллион 156 тысяч рублей. А стоимость годных остатков — почти 149 тысяч.

    Вычитаем одно из другого — получаем стоимость ущерба. То есть 1 миллион 7 тысяч рублей. Именно столько мотоциклист должен был получить в качестве компенсации за уничтоженную технику.

    Читайте также  Если случилось ДТП что делать

    Однако по ОСАГО со своей страховой он мог рассчитывать на сумму не более 400 тысяч рублей. Но у виновника аварии ОСАГО было с расширением до миллиона рублей. Поэтому Володин обратился в страховую компанию виновника аварии за выплатой по расширенному лимиту. И тоже получил отказ. Якобы отсутствуют документы о стоимости восстановительного ремонта транспортного средства. То есть представленные результаты независимой экспертизы страховщика почему-то не устроили.

    Володин обратился в суд. При этом потребовав уплаты неустойки и штрафа. Но Озерский городской суд Московской области решил, что мотоцикл, купленный по договору купли-продажи за 650 тысяч рублей, не может стоить дороже после трех дней его эксплуатации. А поэтому ущерб, штраф и неустойку высчитывал именно из этой суммы. С этим согласилась и апелляционная инстанция Московского областного суда.

    Однако с таким решением не согласился Верховный суд. Под действительной стоимостью имущества понимается его рыночная стоимость, которая представляет собой текущую стоимость товара, определяемую на основе спроса и предложения в каждый конкретный момент на рынке. То есть определение судом стоимости на основе цены, указанной в договоре купли-продажи, нельзя признать правильным и соответствующим положениям закона, установил ВС.

    Определение действительной стоимости имущества на день наступления страхового случая или размера расходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового случая, требует специальных познаний. Суд должен был назначить экспертизу. Но ни один из нижестоящих судов этим не озаботился.

    На этом основании ВС отменил решение нижестоящих судов и направил дело на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию.

    Действительно, сумма, указанная в договоре купли-продажи, может быть ниже рыночной. Например, продавцу срочно нужны деньги, и он продает свой мотоцикл по дешевке. Но это не означает, что покупатель купил дешевку. За те же деньги он не сможет приобрести точно такой же продукт, который достался ему с большой скидкой. А закон при гибели имущества требует компенсации в размере действительной его стоимости.

    Страховая компания подала в суд на виновника ДТП. Что делать?

    Страхование по программам ОСАГО и даже КАСКО не всегда гарантирует автовладельцам полную финансовую защиту. Наиболее уязвимыми оказываются водители, виновные в аварии. В их адрес страховщики могут подавать регрессные иски. Таким образом, они пытаются компенсировать свои убытки, возникшие в результате выплат по конкретной аварии.

    Страховая компания подала иск в суд на виновника ДТП (Регресс страховой компании к виновнику ДТП)

    Такой иск «подать в суд на виновника ДТП» является обратным требованием. Если размер выплаты превышает указанную в договоре страхования сумму, страховщик попытается взыскать разницу с виновника ДТП. При этом, по опыту отдела юридического сопровождения компании «Инвест Консалтинг», он не обязательно будет вести себя добросовестно. Часто объемы претензий оказываются завышенными, а сами требования — неправомерными.

    Подача регрессного иска страховой по ОСАГО на виновника ДТП сопряжена с рядом ограничений.

    В течение какого времени можно подать в суд на виновника ДТП. . Истец может подать в суд на виновника ДТП, обратиться в суд в течение трех лет с момента ДТП. По истечении этого срока требования страховой компании становятся неправомерными. При этом страховщики предпочитают подавать такие иски как можно позже, рассчитывая, что виновник аварии забудет о ее обстоятельствах и не станет оспаривать заявленную в претензии сумму. Кроме того, за три года документация о ДТП может быть утрачена, что сделает защиту для ответчика более сложной.

    Подлежащий компенсации ущерб. Ответчик обязан компенсировать только затраты, связанные с повреждениями транспортного средства в конкретной аварии. Так, если при столкновении было помято правое крыло, а пострадавшему за ущерб насчитали большую сумму, виновник не должен оплачивать ремонт левого крыла.

    Порядок расчета суммы ущерба. Такой расчет выполняется с использованием цен, актуальных для региона, в котором произошла авария, и действующих на дату ДТП. Дополнительно учитывают возраст и, если возможно, состояние поврежденного авто на момент аварии.

    В регрессном иске по ОСАГО с виновника ДТП страховщик заявляет как можно большую сумму ущерба. Она может намного превышать размер компенсации, которая была выплачена пострадавшей стороне в действительности. Именно поэтому важно принимать активное участие в рассмотрении спора, не соглашаться с требованиями истца, стараться представить суду все возможные данные об аварии.

    Содержание иска подлежит тщательной проверке. Необходимо проверить, подан ли он до истечения трехлетнего срока, проконтролировать правильность расчетов, убедиться, что все заявленные повреждения существовали в действительности и имели отношение к данному происшествию. Защитить виновника ДТП поможет независимая экспертиза, проведение оценки ущерба после ДТП, привлечение грамотного автоюриста. Получить такую помощь вы сможете в компании «Инвест Консалтинг».

    Если страховая прислала Вам претензию, то срочно звоните +7 (495) 255-08-90.

    Регрессные иски страховой компании и право суброгации (Регресс по ОСАГО с виновника ДТП)

    При суброгации право требовать возмещения убытков после ДТП переходит от пострадавшей стороны к страховщику. Владелец поврежденного автомобиля не может претендовать на компенсацию ущерба, так как она уже выполнена страховой компанией. Если для авто был оформлен полис КАСКО, автовладельцу полностью оплатят восстановительный ремонт. Далее страховая компания компенсирует связанные с этим затраты, использовав право суброгации при подаче регрессного иска. Обычно страховщики предпринимают такие меры с большой задержкой, незадолго до того, как истечет трехлетний срок давности. Чтобы увеличить сумму претензии, дополнительно страховые компании включают в список требований выплату ответчиком процентов за использование чужих денежных средств.

    Защита виновника ДТП от претензий страховой компании по регрессному иску

    Компания «Инвест Консалтинг» предлагает комплексную правовую и экспертную поддержку в спорах, если страховая подала в суд на виновника ДТП. Что при этом делать? Чтобы защитить виновника от неправомерных претензий страховщика, мы выполняем следующее.

    Проведение независимой экспертизы. Для этого эксперт анализирует имеющиеся по ДТП данные, собирает информацию о выполненном для поврежденного авто ремонте, изучает обстоятельства аварии и т.п. По результатам экспертизы претензии страховой компании по регрессному иску проверяются на правомерность.

    Оценка ущерба. Приведенные страховщиком в исковом заявлении расчеты проверяются, размер ущерба рассчитывают, используя актуальные для того времени, когда произошло ДТП, цены.

    Контроль соблюдения процессуальных норм. Регрессный иск анализирует юрист, учитывая срок давности по таким делам и другие действующие ограничения. Если срок давности уже истек либо выявлены другие нарушения, претензия страховщика отклоняется судом.

    Дополнительно, чтобы снизить объем претензий, при расчетах учитываются понижающие коэффициенты, связанные с износом, амортизацией авто. Также учитывается стоимость годных остатков, если автомобиль получил значительные повреждения.

    Регрессные иски от страховых компаний к виновникам ДТП рассматриваются судами, как правило, за 2-3 слушания. Если ответчик не согласен с решением суда, он имеет право на подачу апелляции, жалобы и т.п.

    Компания «Инвест Консалтинг» поможет защитить ваши интересы в суде. Мы предлагаем комплексную поддержку: проведение экспертизы и оценки ущерба, подготовку документов для суда, представительство в ходе судебных разбирательств. Мы специализируемся на таких делах и помогаем нашим клиентам добиваться значительного уменьшения суммы иска либо полного отказа в удовлетворении претензий страховщика. Свяжитесь с нами, чтобы получить консультацию юриста или заказать правовое и экспертное обслуживание, защиту виновника ДТП по ОСАГО.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: