Если скрылся с места ДТП что грозит - AUTOS-RUS.RU

Если скрылся с места ДТП что грозит

Штраф за оставление места ДТП

Если водитель по неосторожности поцарапал другой авто на стоянке или уехал после серьезной аварии — это правонарушение. Его могут лишить водительского удостоверения. Рассказываем, можно ли отделаться штрафом за уезд с места ДТП, как поступить, когда второй водитель уехал, и как не получить штраф самому.

Проверка и оплата штрафов ГИБДД Скидка 50%

Проверяем информацию о штрафах,
пожалуйста, подождите несколько секунд

Оглавление

  • Что значит покинуть место ДТП
  • Какой штраф
  • Лишение прав
  • Оставление места ДТП без пострадавших
  • Неумышленное оставление места ДТП
  • Что если другой участник скрылся
  • Cрок давности
  • Как избежать наказания

Что значит покинуть место ДТП

Иногда автовладельцы попадают в ДТП. Например, сбивают пешехода, сталкиваются с другой машиной на дороге или царапают ее на парковке. Если после такого сразу уехать — считается, что водитель покинул место аварии. Это грубое нарушение.

Часто скрыться пытаются пьяные водители, так как за пьяную езду наказание строже — 30 000 рублей штрафа и лишение на два года.

Оставлять место ДТП нельзя, но можно переместить машину. Более того, водитель обязан это сделать, если она мешает проезду других авто и не пострадали люди. Вот как различаются эти понятия:

  • оставление места — машина задела другую и уехала;
  • перемещение — машина задела другую и отъехала на обочину, чтобы не перекрывать дорогу.

Какой штраф за оставление места ДТП в 2021 году

Денежного штрафа за такое нарушение нет, наказание серьезнее. За него по закону придется сдать права в ГИБДД на год-полтора или получить 15 суток административного задержания.

Лишение прав за уезд с места аварии

Срок лишения. В случае когда водитель покидает место аварии, могут лишить прав на полтора года.

Происходит это так:

  • участник аварии скрылся;
  • инспектор на основании жалобы остальных участников ДТП составляет протокол и передает дело в суд;
  • судья принимает решение о мере наказания.

Судья учтет, насколько опасны для общества были последствия аварии. Если в ней не пострадали люди, то вместо лишения могут назначить 15 суток ареста в спецприемнике.

Возврат водительского удостоверения после лишения. Чтобы вернуть права, придется:

  1. сдать теоретический экзамен в ГИБДД, когда пройдет половина срока;
  2. погасить все штрафы. Проверить можно на главной странице сервиса;
  3. пройти медкомиссию и получить справку, если лишили за нетрезвую езду;
  4. поехать в ГИБДД с паспортом, медсправкой, копией постановления и документом о сдаче экзамена.

Как оспорить отнятие прав и что будет, если снова сесть за управление авто после этого, читайте в другой нашей статье.

Оставление места ДТП без пострадавших

Когда разрешается уехать. Эту ситуацию разъяснил Верховный суд. Уехать разрешено, когда имеется два условия:

  • в аварии не пострадали люди;
  • поврежден только один автомобиль, например, водитель по невнимательности въехал в дерево.

При этом водитель обязан составить схему аварии и по возможности снять место ДТП на фото или видео. Схему можно нарисовать на листе бумаги или на планшетном компьютере. В схеме необходимо указать движение машины до и после столкновения, а также все элементы дорожной инфраструктуры: разметку, светофоры, знаки и ограждения. Эти материалы понадобятся, когда автовладелец обратится в страховую за компенсацией.

Когда можно не звонить в ГИБДД и уехать обоим участникам. Сделать так можно, если выполнены два условия:

  • в аварии ни один человек не пострадал;
  • никто из водителей не имеет претензий по поводу случившегося.

Если соблюсти эти условия, участники не обязаны обращаться в полицию.

Неумышленное оставление места ДТП

Такое часто бывает, когда водитель едет по парковке. Он нечаянно задевает чужой бампер или мнет номерной знак и уезжает не заметив. В такой ситуации водитель действовал без намерения избежать наказания.

Если умысла повредить чужую машину не было, от наказания все равно не освободят. Если потерпевший найдет запись камер и виновника, отвечать за такой маневр все равно придется — арестом или лишением прав.

Что делать, если другой участник скрылся

Если это случилось и вы хотите доказать его вину — ищите записи камер или видеорегистратора.

Найти видеозаписи. Материалы с дорожных камер можно получить в Едином центре хранения и обработки данных (ЕЦХД). Телефон центра в Москве: 8 495 587-00-02

В остальных городах такие центры тоже есть. Обратитесь туда и назовите оператору дату, время и адрес нарушения. В ответ на запрос оператор назовет номер заявки. Укажите этот номер в заявлении в ГИБДД — получить запись могут только сотрудники дорожной инспекции. На записи будет видно, что виновник уехал с места аварии.

Также можно попросить у водителей проезжающих авто записи с регистратора. Запишите телефон водителя и в ближайшее время попросите отправить запись на электронную почту.

Если ДТП произошло на парковке торгового- или бизнес-центра, попросите записи с камер у охранников или автовладельцев, что постоянно паркуются рядом. Это могут быть работники ТЦ или офисные сотрудники бизнес-центра с видеорегистраторами в салоне.

Приобщить записи к заявлению в полицию. Лучше всего записать материалы на флешку или диск и отдать сотруднику полиции вместе с письменным заявлением о возбуждении административного дела.

Какой срок давности у оставления места ДТП

Срок административного привлечения. Дело считается административным, если в деле о ДТП есть одно из условий:

  1. участник ДТП уехал;
  2. нанес легкий вред здоровью пострадавшим и уехал;
  3. нанес вред средней тяжести и уехал.

Если за два года со вступления постановления в законную силу водителя не привлекут к ответственности, сделать это будет уже нельзя.

Срок административного рассмотрения. Судья по закону обязан рассмотреть дело в течение двух месяцев.

Срок уголовного привлечения. Дело считается уголовным, если водитель оставил место ДТП, в котором:

  • пострадавший получил тяжкие повреждения;
  • пострадавший погиб;
  • погибли двое и более людей.

Если за 2 года со дня судебного постановления виновника не привлекли к ответственности, сделать этого будет уже нельзя.

Срок уголовного рассмотрения. В законах нет точной формулировки, есть лишь понятие «разумный срок». При расчете срока учитываются сложность материалов проверки по делу, а также что действия всех участников дела, включая судью, прокурора, адвоката и дознавателя эффективны и достаточны.

Как избежать наказания

Составить схему ДТП. Водителя не накажут, если в аварии пострадала только его машина, а люди — нет. Схема ДТП поможет избежать наказания и получить выплату по каско, если есть эта страховка.

Составить Европротокол. Это оформление ДТП для последующего сообщения в страховую без привлечения инспектора ГИБДД. Оформить такой документ можно, если выполнены условия:

  • в ДТП не больше двух машин;
  • у водителей есть ОСАГО;
  • пострадали только машины;
  • у автовладельцев нет разногласий о причине аварии.

Найти видеозаписи, если обвиняют вас. Такое бывает, когда оба водителя договорились, что претензий друг к другу не имеют. Но через некоторое время один из участников, даже если он виновник, решает получить страховую выплату на ремонт. Он нарисует свою схему аварии и вызовет ГИБДД. Сотрудники полиции найдут второго участника, и, если он не сможет доказать свою невиновность в суде, его лишат прав или арестуют. Доказательствами могут послужить те же записи с регистраторов или камер охраны парковки.

Александр Торвард, автоюрист
Такие случаи действительно происходят. В последнее время все меньше — стало много камер и доказать правду стало проще.

Наезд на пешехода – неосторожность, оставление места ДТП – умысел

24 апреля 2019 г. вступили в силу изменения в ст. 264 УК РФ (Федеральный закон от 23 апреля 2019 г. № 65-ФЗ), в соответствии с которыми оставление места ДТП в случае, если потерпевшему причинен тяжкий вред здоровью либо наступила смерть, является признаком, отягчающим вину. Водитель будет нести более суровое наказание по сравнению с тем, которое было бы назначено, если он бы остался на месте происшествия.

По своей правовой природе уголовная ответственность направлена не только на справедливое наказание лица, совершившего преступное деяние, но и на предупреждение таковых.

Однако выполняет ли введенная уголовная ответственность за оставление места ДТП названные функции? Попробуем разобраться.

Справедливое наказание

До внесения указанных поправок срок наказания в виде лишения свободы за причинение водителем тяжкого вреда составлял до двух лет, если наступила смерть – до пяти лет. Если водитель находился в состоянии алкогольного опьянения, сроки наказания увеличивались и составляли соответственно до четырех лет за причинение тяжкого вреда здоровью и от двух до семи лет в случае ДТП со смертельным исходом.

За оставление места ДТП до 24 апреля 2019 г. была установлена только административная ответственность по ст. 12.27 КоАП РФ, предусматривающей лишение права управления транспортным средством на срок от 6 месяцев до года или административный арест на срок до 15 суток.

Таким образом, судя по размеру наказания, пьяному водителю «выгоднее» было скрыться с места ДТП и, появившись в ГИБДД через пару дней трезвым, признаться в содеянном, избежав усиленной ответственности за причинение в состоянии опьянения тяжкого вреда здоровью потерпевшему или смертельного исхода.

Два водителя совершили наезд на пешехода, причинив тяжкий вред здоровью. Оба признаны виновными в ДТП.

Первый водитель был трезв, остался на месте аварии и предпринял все необходимые меры для обеспечения безопасности на месте происшествия и оказания своевременной помощи пострадавшему. В итоге суд назначил ему наказание в виде двух лет лишения свободы.

Второй водитель в момент совершения ДТП находился в состоянии алкогольного опьянения и скрылся с места происшествия, оставив на трассе сбитого им пешехода без помощи. В такой ситуации не исключено, что на пострадавшего может быть совершен повторный наезд, что приведет к смерти, другие водители также могут пострадать, объезжая место аварии, и т.п.

Читайте также  Если не заметил ДТП и уехал

В данном случае наказание также составляло два года лишения свободы и лишение прав или административный арест за оставление места ДТП, поскольку состояние опьянения виновного на момент аварии не установлено. Дополнительно данный водитель может быть привлечен к ответственности по ст. 125 УК РФ за оставление в опасности – в таком случае наказанием может быть как штраф в размере от 80 тыс. руб., так и лишение свободы сроком до года.

Итак, прежнюю ситуацию назначения одинакового наказания для добросовестных и недобросовестных водителей нельзя было назвать справедливой. Недобросовестные водители несли такое же наказание, как и добросовестные, в то время как последствия оставления ими места ДТП могли быть гораздо более трагическими.

С точки зрения субъективной стороны наезд на пешехода – это неосторожность, а оставление места ДТП – умысел.

Поэтому и наказание за причинение потерпевшему тяжкого вреда здоровью или в случае смертельного исхода в ситуации оставления места ДТП должно быть более суровым, чем если бы водитель остался на месте аварии.

После внесения в УК РФ поправок водитель, оставивший место ДТП, даже если он был трезв, несет такую же ответственность, как и пьяный. При этом сроки лишения свободы существенно увеличены. Так, пьяному водителю и водителю, оставившему место ДТП, срок наказания за причинение тяжкого вреда здоровью составляет от трех до семи лет; в случае смерти потерпевшего – от 5 до 12 лет лишения свободы.

В итоге по сравнению с добросовестным водителем, оставшимся на месте аварии, для недобросовестных установлено, на мой взгляд, справедливое более суровое наказание.

Предупреждение совершения преступления

Чтобы понять, выполняет ли превентивную функцию усиление уголовной ответственностии за оставление места ДТП, проанализируем данные статистики ДТП по России, опубликованные на сайте ГИБДД.

С апреля 2018 г. по март 2019 г. количество ДТП, в которых водители оставили место происшествия, составило 17 552. При этом погибли 820 человек.

С апреля 2019 г. по март 2020 г. (с учетом ограничительных мер в связи с пандемией Covid-19 и введения режима самоизоляции в марте 2020 г.) показатель таких ДТП – 15 848. В них погибли 764 человека.

Таким образом, количество случаев оставления места ДТП начало сокращаться. Можно сделать вывод, что усиление уголовной ответственности выполняет превентивную функцию.

Судебная практика также демонстрирует «работоспособность» внесенных в ст. 264 УК РФ поправок – в отношении водителей, оставивших место ДТП (если потерпевшему причинен тяжкий вред здоровью либо наступила смерть), возбуждаются уголовные дела. Некоторым уже вынесены приговоры (см., например, апелляционное постановление Ставропольского краевого суда от 5 ноября 2019 г. № 22-5618/2019, апелляционное определение Верховного Суда Республики Дагестан от 3 марта 2020 г. по делу № 22-378/2020, апелляционное постановление Санкт-Петербургского городского суда от 10 декабря 2019 г. № 22-8552/2019 по делу № 1-768/2019).

В связи с тем что оставление места ДТП теперь является одним из квалифицирующих признаков, образующих состав уголовно наказуемого деяния, предусмотренного п. «б» ч. 2 и 4 ст. 264 УК РФ, административные дела, возбужденные с момента вступления в силу уголовной ответственности за оставление места ДТП, при наличии тяжкого вреда здоровью или смерти прекращаются. В отношении водителей, оставивших место аварии, возбуждаются уголовные дела.

Уезд с места ДТП

Максим Иванов
Автор статьи
Практикующий юрист с 1990 года

В п. 2.5 Постановления Правительства РФ «О Правилах дорожного движения» от 23.10.1993 № 1090 (далее — Постановление №1090) установлены обязанности водителя в случае совершения дорожно-транспортного происшествия (далее — ДТП). Автомобилист должен:

немедленно остановить транспортное средство;

не двигаться с места;

включить аварийную сигнализацию;

выставить на дороге знак аварийной остановки;

не перемещать предметы, которые имеют отношение к ДТП.

За нарушение требований о включении сигнализации и установке знака водитель может быть привлечен к административной ответственности. Несоблюдение правил влечет наказание в виде штрафа в размере 1000 рублей.

Ответственность и наказание

Если водитель транспортного средства скрылся с места происшествия, то его действия будут квалифицированы по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Автомобилисту грозит одна из следующих административных санкций:

лишение права управления транспортным средством на срок от одного года до полутора лет;

арест на срок до 15 суток.

Срок давности составляет два месяца.

От ДТП необходимо отличать ряд происшествий на дороге, которые не влекут для участников негативных правовых последствий:

если пешеход, переходя дорогу, упал на автомобиль;

в случае, если выброшенный из окна автомобиля мусор попал в пешехода. Но если в ходе движение одного транспортного средства из него выпал груз и повредил другую машину, это будет считаться аварией;

столкновение автомобилей, если визуально не видны признаки повреждение транспортных средств.

К оставлению места ДТП нельзя отнести случаи, когда виновник отъехал на небольшое расстояние и ожидал приезда сотрудников ГИБДД. Также автомобилиста не привлекут к ответственности, если он уехал с места аварии по следующим причинам:

водители на месте составили европротокол и мирно разошлись, не вызывая сотрудников ГИБДД.

Этот документ можно использовать только при одновременном соблюдении ряда условии:

участниками ДТП стали не более двух автомобилей;

в результате аварии не пострадали люди и имущество третьих лиц;

водителям удалось самостоятельно выявить виновника происшествия и договориться о сумме компенсации;

размер полученного ущерба не превышает 50 000 рублей;

у участников ДТП имеются актуальные страховые полисы;

возникла необходимость освободить дорогу, так как авария спровоцировала возникновение затора;

необходимо было отвезти пострадавших в больницу.

Согласно ПДД водитель обязан оказать потерпевшему первую медицинскую помощь на месте, а если это невозможно, немедленно отвезти его в ближайшую больницу.

Причины уезда с места ДТП

Для квалификации деяния как административного правонарушения не имеет значения, по каким причинам водитель незаконно покинул место ДТП. Личные обстоятельства, опоздание на работу или спешка по иным основаниям не могут служить оправданием.

Одной из самых частых причин оставления места ДТП является алкогольное опьянение водителя. Таким образом, нарушитель пытается избежать ответственности, которая предусматривает более строгое административное наказание.

В случае, если лицо управляло транспортным средством в нетрезвом виде, и в результате этого был причинен вред здоровью третьих лиц, автомобилиста могут привлечь уже к уголовной ответственности по ст. 264 УК РФ. По ней нарушителю грозит до девяти лет лишения свободы.

Также среди популярных причин — шоковое состояние, страх получить строгое наказание и невнимательность. В некоторых случаях автомобилист может даже не заметить, что своим авто повредил чужую машину.

Что грозит, если уехал с места ДТП?

За оставление места ДТП грозит административная ответственность. Однако в ряде случаев за данное деяние может применяться уголовная санкция по ст. 125 УК РФ «оставление в опасности».

Вид и размер наказания в данном случае определяются судом исходя из множества факторов: обстоятельства совершения ДТП, погодные условия, поведение водителя, потерпевшего и иных лиц, имеющих отношение к аварии, послужной список автомобилиста (привлекался ли ранее он к административной ответственности).

В юридической практике нередки случаи, когда уехавший с места ДТП водитель, даже будучи невиновным, сталкивался в дальнейшем с негативными последствиями:

был признан виновником аварии;

должен был возместить потерпевшему вред, причиненный его жизни, здоровью и имуществу.

Тот факт, что водитель уехал с места аварии, автоматически не свидетельствует о его виновности или невиновности в совершении ДТП. Вина будет установлена позже в ходе расследования.

Могут ли найти?

На дорогах страны с каждым годом появляется все больше технических средств, поэтому процент водителей, которых удается задержать после оставления места ДТП, постоянно растет.

Почти по всем крупным автомобильным магистралям установлены автоматические системы, которые фиксируют все проезжающие автомобили, поэтому установить, куда направился виновник аварии, как правило, несложно.

Кроме того, в настоящее время многие авто оснащены видеорегистраторами, которые фиксируют все происходящее на дороге. Нередко в их объективы попадают машины нарушителей, таким образом, полицейским становятся известны все необходимые характеристики ТС: цвет, марка и номер. Данные факторы не позволяют виновным уйти от ответственности за совершение ДТП.

Размер штрафа

Это нарушение не предусматривает денежного штрафа за оставление места ДТП. Кроме того, административное законодательство РФ не позволяет заменять арест штрафом.

Что делать, если участник ДТП скрылся?

Ситуации, когда виновник скрылся с места происшествия, можно условно разделить на две группы:

пострадавший водитель непосредственно принимал участие в ДТП;

происшествие случилось без участия пострадавшего водителя.

В первом случае необходимо предпринять следующие действия:

запомнить максимально возможное количество информации о нарушителе, который уехал с места совершения ДТП;

если имеются пострадавшие, необходимо оказать им медицинскую помощь и отправить в медицинское учреждение попутным транспортом. Если это невозможно, или существует реальная угроза жизни человека, — лично доставить его в больницу. Если в результате ДТП вред причинен только имуществу, необходимо зафиксировать положение автомобиля на проезжей части, а позже, при необходимости, отогнать его на обочину, чтобы не мешать иным участникам дорожного движения;

найти свидетелей ДТП. Данные лица могут иметь информацию, которая в дальнейшем облегчит поиск виновного и позволит привлечь его к ответственности. Если авария случилась в зоне видимости каких-либо стационарных видеокамер, следует обратиться к организациям, их обслуживающим, и попросить показать вам или сохранить видеозапись;

сообщить о случившемся в дежурную часть ГИБДД;

дождаться приезда инспекторов для составления схемы ДТП и заполнения необходимой документации;

Если ДТП было совершено без непосредственного участия водителя, например, владелец автомобиля оставил его во дворе, а при возвращении увидел, что ТС повреждено, ему необходимо предпринять следующие действия:

Читайте также  Как найти виновника ДТП если он скрылся

сообщить в дежурную часть ГИБДД о случившемся и ждать приезда инспекторов;

попытаться найти свидетелей произошедшего;

если во дворе есть камеры, необходимо сообщить об этом сотрудникам полиции, чтобы они изъяли видеозаписи;

совместно с сотрудниками полиции заполнить все необходимые документы для оформления аварии.

Правильность заполнения документов о случившемся дает пострадавшему право на получение возмещения от страховой компании.

Штраф за оставление места ДТП в 2021 году

Покидая место автомобильной аварии, водитель совершает серьезное правонарушение. Размер наказания определяется с учетом всех обстоятельств. При этом может последовать как административная, так и уголовная ответственность. В каких случаях нарушителя ждет штраф за оставление места ДТП, в каких – более серьезные санкции, а когда покинуть место столкновения считается допустимым? Расскажем в статье.

Определение ДТП

Чтобы отъезд водителя мог считаться покиданием места ДТП, произошедший инцидент должен попадать под определение «дорожно-транспортного происшествия» (Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», статья 2).

Иными словами, необходимо, чтобы выполнялось три условия:

непосредственное участие транспортного средства (контакт) в аварии. Так, если из окна машины брошен предмет в велосипедиста или идущего человека, это не ДТП;

причинение какого-либо ущерба, например, имуществу, транспорту, грузу, сооружениям, а также жизни или здоровью людей;

инцидент произошел во время движения автомобиля. Падение человека или предмета на стоящее ТС не классифицируется как ДТП.

Ситуация не считается дорожно-транспортным происшествием, если хотя бы одно из условий не выполняется. Отъезд автомобиля в этом случае не попадает под действие статьи «Оставление места ДТП».

Если же все условия выполнены, а участник сбежал с места аварии, это считается серьезным правонарушением, поэтому наказание определяет суд. Инспектор ГИБДД не может принимать решение о лишении прав или заключении под стражу. Его задача – максимально точно выяснить все обстоятельства произошедшего, подготовить материалы, документы и передать их в суд для рассмотрения.

То же касается ситуации, когда имеет место ДТП с пострадавшими. Степень ответственности за побег определяется в судебном порядке и по результатам расследования.

Какое наказание предусмотрено законом

Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) – это основной документ, определяющий ответственность за «уезд» с места аварии. Согласно части 2 статьи 12.27 этого регламента, оставление места ДТП водителем-участником карается:

административным арестом продолжительностью до 15 суток;

либо лишением прав на управление автомобилем на срок от 1 до 1,5 лет.

Таким образом, закон не предусматривает наложение штрафа за побег с места аварии, только заключение под стражу или лишение водительских прав. Но в зависимости от конкретной ситуации возможны и другие варианты:

Если водитель скрылся с места ДТП, но затем передумал и вернулся (до приезда сотрудников ГИБДД), такое нарушение попадает под другой пункт статьи 12.27 КоАП РФ. В этом случае на провинившегося будет наложен штраф 1000 рублей (ч. 1). Арест или лишение прав к «одумавшимся» нарушителям не применяется.

Если в произошедшем инциденте пострадали люди, то есть получили травмы различной степени тяжести, то оставление места аварии считается уголовным преступлением, и наказание за него последует согласно УК РФ (статья 125 «Оставление в опасности»). Санкции могут быть следующими:

до 1 года тюремного заключения;

до 3 месяцев ареста;

денежный штраф в размере от 80 тысяч рублей до дохода виновника за 6 месяцев;

общественные работы в общей сложности до 360 часов;

принудительные работы до 1 года.

Оставление места дорожно-транспортного происшествия с пострадавшими классифицируется как уголовное преступление. Если раненых нет – нарушение считается административным и карается в соответствии с ч. 2 статьи 12.27 КоАП.

Правила распространяются в равной степени на пострадавшую сторону и виновника аварии, поэтому ответственность за оставление места ДТП на них лежит одинаковая. В интересах обоих участников задокументировать происшествие по регламенту. Для этого нужно вызвать сотрудников ГИБДД либо (если нет разногласий) оформить ДТП самостоятельно (с составлением схемы, определением виновника и подписями обоих водителей). В противном случае лишение прав или арест могут быть применены как к нарушителю, так и к пострадавшему.

Еще один важный момент: если виновник аварии покинул место происшествия, то страховая компания вправе потребовать от него возмещения понесенных ею расходов (в размере компенсации, выплаченной пострадавшей стороне).

Обязанности водителя при аварии

Штраф в размере 1000 рублей может быть взыскан с водителя, нарушившего требования ПДД к действиям после аварии. Правильное поведение должно выглядеть так:

остановить автомобиль в том положении, в котором он был после ДТП, не сдвигать и не убирать предметы, имеющие отношение к аварии;

включить «аварийные» фары;

разместить на правильном расстоянии от машины знаки аварийной остановки;

выяснить, есть ли пострадавшие;

при наличии пострадавших – вызвать дорожную полицию и врачей, по возможности оказать первую помощь самостоятельно, отправить или отвезти раненых в медучреждение, если это необходимо.

Однако существует ряд исключений, также оговоренных в ПДД.

Когда разрешено оставить место ДТП

Правила регламентируют ряд ситуаций, когда водителю разрешено или необходимо покинуть место аварии:

Если в ДТП приняли участие не более 2-х автомобилей, ущерб причинен только транспорту, а пострадавших нет. Также у обоих участников должен быть действующий полис ОСАГО. В таком случае водители имеют право оформить ДТП самостоятельно (зафиксировав схему происшествия, определив виновника и повреждения). При отсутствии разногласий они должны приехать с готовыми и подписанными бумагами в ближайшее отделение ГИБДД.

Если нет другой возможности доставить пострадавшего в больницу, кроме как на машине участника аварии. Тогда допускается покинуть место столкновения, отвезти раненого в медучреждение, там сообщить номер своего транспортного средства, свою фамилию, затем вернуться обратно. Предварительно место аварии нужно сфотографировать или снять на видео. При соблюдении регламента наказание за такую отлучку не последует.

Если столкнувшиеся машины полностью перекрывают движение на дороге. Тогда водители должны подробно и точно зафиксировать все обстоятельства аварии на фото- или видеокамеру, записать фамилии, адреса и телефоны свидетелей. После этого автомобили следует убрать с проезжей части и дождаться прибытия сотрудников ГИБДД.

Если имеет место авария без пострадавших, а участники договорились о погашении ущерба виновной стороной на месте. При этом необходимо оформить расписку об отсутствии взаимных претензий.

Если в данных ситуациях оформить все правильно и соблюсти все требования, то наказание за отъезд с места ДТП не последует.

Когда запрещено оставлять место аварии

Оставлять место столкновения до прибытия сотрудников ГИБДД нельзя вне зависимости от отсутствия или наличия пострадавших. Исключение составляют только те случаи, которые описаны выше.

Однако бывают ситуации, когда кажется, что отъезд ничем не грозит водителю. Как правило, это не так. Чаще всего проблемы возникают в следующих случаях:

Виновник аварии покинул место столкновения. Если пострадавший автомобиль также уедет, то впоследствии нарушитель может обратиться в ГИБДД и заявить об ущербе. Доказать свою правоту в таком случае будет сложно.

Участники аварии «на словах» договорились об отсутствии претензий, не оформив расписку, не зафиксировав повреждения и схему ДТП согласно правилам. В этом случае не исключено, что один из участников вернется на место столкновения и вызовет ГИБДД, обвинив второго в бегстве.

Произошло столкновение с пешеходом, и тот скрылся. Впоследствии пострадавший человек может обратиться с заявлением в ГИБДД. Тогда уехавший водитель может лишиться прав или попасть за решетку.

Машина была помята на стоянке, виновник скрылся. В этом случае также повредивший машину водитель может обратиться в ГИБДД и переложить ответственность за аварию на пострадавшую сторону.

При возникновении любой ситуации из вышеперечисленных водителю следует оставаться на месте и сообщить о случившемся в ГИБДД. Важно письменно и досконально оформлять факт отсутствия претензий между участниками ДТП. Это позволит избежать ареста или лишения права управления автомобилем.

Не заметил ДТП? Докажи

Тот факт, что виновник не заметил ДТП, может оказаться смягчающим обстоятельством (например, при плохих погодных условиях или очень поверхностном касании автомобилей). Однако доказать в суде свою неосведомленность довольно сложно. Но, если повреждения незначительны, шанс есть.

Это не поможет полностью уклониться от ответственности. Если виновник докажет, что неумышленно оставил место «аварии» или добровольно обратится в ГИБДД с признанием своей вины, наказание может ограничиться штрафом в 1000 рублей.

Если убедить суд в непредумышленности отъезда не удастся, то наказание будет назначено в соответствии с Административным Кодексом. Нарушителю грозит заключение под стражу на 15 суток или лишение прав сроком от 1 до 1,5 лет.

Иногда водители рассчитывают, что возможность скрытия с места ДТП – отличный шанс, который позволит им избежать ответственности. Однако надо понимать, что почти на каждом автомобиле сейчас установлен видеорегистратор, а дороги оборудованы камерами наблюдения. Вероятность остаться безнаказанным очень мала. Побег лишь усугубит вину и ухудшит положение. Если ДТП все же произошло, нужно действовать согласно правилам, а для помощи в судебном разбирательстве обратиться к опытному юристу.

Видео

Верховный суд разъяснил, когда можно безнаказанно уезжать с места ДТП

Итак, некто Аксенов не справился с управлением, в результате чего его автомобиль получил незначительные повреждения. Убедившись, что он может ехать дальше, Аксенов уехал. Однако в этот же день на него возбудили административное дело по факту того, что он скрылся с места происшествия. Откуда сотрудники ГИБДД узнали про аварию, в материалах дела не поясняется. Согласно протоколу, в нарушение требований пункта 2.5 Правил дорожного движения Аксенов оставил место дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.

Мировой суд признал его виновным и лишил прав на один год. Районный, городской, а затем и Седьмой кассационный суды оставили это решение в силе. Но Верховный суд с этим не согласился.

Читайте также  Второй участник ДТП скрылся что делать

Он напомнил, что согласно пункту 2.5. Правил дорожного движения, при дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.

Согласно пункту 2.6 водитель обязан дожидаться сотрудников ГИБДД на месте происшествия, если в ДТП пострадали люди. Если пострадавшего необходимо доставить в больницу, то водитель может это сделать, но потом вернуться на место происшествия. В этой аварии люди не пострадали.

Пункт 2.6.1 Правил гласит, что когда в ДТП вред причинен только имуществу, водители, причастные к нему, не обязаны сообщать о случившемся в полицию и могут оставить место происшествия, если в соответствии с законодательством об ОСАГО оформление документов о ДТП может осуществляться без сотрудников полиции.

Исходя из этих положений, оставить место ДТП без вызова сотрудников полиции его участники могут лишь в случае причинения вреда только имуществу и возможности оформления аварии по Европротоколу.

Как видно из материалов дела и установлено судами нижестоящих инстанций, в результате этой аварии вред причинен только автомобилю самого Аксенова. Пострадавших в этом происшествии нет, имущественного вреда другим лицам не причинено.

Таким образом, при отсутствии иных участников дорожно-транспортного происшествия, пострадавших и с учетом причинения вреда только имуществу самого Аксенова императивная обязанность оставаться на месте происшествия и сообщать о случившемся в полицию у него отсутствовала, указал Верховный суд.

На этом основании ВС решил постановления нижестоящих судов отменить, а производство по делу прекратить за отсутствием события административного правонарушения.

Надо сказать, что это не первое такое решение Верховного суда. Практика отмены лишения прав из-за аварий, в которых никому не причинен ущерб, довольно обширна. Достаточно давно этой практике следуют и кассационные суды.

Так, недавно в обзоре своей судебной практики Первый кассационный суд привел дело одного водителя, которого нижестоящие суды лишили прав за то, что он якобы скрылся с места происшествия. Тогда водитель не справился с управлением, вылетел на встречную обочину, а затем и вовсе слетел в кювет. Машина остановилась,только врезавшись в дерево.

Убедившись, что никто не пострадал, кроме него самого, водитель отправился домой. Он собирался потом найти эвакуатор и вывезти машину. ГИБДД вызывать не стал, потому что, кроме него, никаких других участников ДТП не было. Однако проезжавшие мимо сотрудники ДПС увидели брошенную побитую машину и оформили протокол, указав в нем, что водитель не выполнил требований Правил дорожного движения в связи с ДТП. А именно, скрылся с места происшествия.

Тогда Первый кассационный суд разъяснил, что в соответствии с Законом «О безопасности дорожного движения» и Правилами дорожного движения «дорожно-транспортным происшествием признается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб».

Но в материалах дела нет доказательств, подтверждающих, что в результате происшедшего наступили последствия, указанные в Правилах. А значит, выводы о виновности водителя не подтверждены доказательствами. Поэтому решения нижестоящих судов были отменены, а производство по делу прекращено в связи с недоказанностью нарушения.

То есть, если в происшествии пострадал только автомобиль неудачливого водителя и нет ущерба третьим лицам, то и дорожно-транспортного происшествия нет. Следовательно, водитель может, не дожидаясь ГИБДД, отправляться на все четыре стороны. Но если бы дерево, в которое врезалась машина, кому-нибудь принадлежало, то факт ДТП был бы. И его уже надо было бы оформлять по всем правилам, с выплатой возмещения ущерба тому, кому это дерево принадлежит.

Еще более интересное заключение сделал председатель суда Ненецкого автономного округа. В том деле даже фигурировал второй участник аварии. Само происшествие произошло на парковке. Некая гражданка Медведева выезжала с нее задним ходом. Когда она собралась уже уезжать, то услышала звуковой сигнал. К ней подошел мужчина и сказал, что она задела другую машину. Дама осмотрела обе машины, повреждений не увидела и уехала. Однако бдительный гражданин сообщил об инциденте в ГИБДД, а также хозяину задетой машины. В итоге в гости к Медведевой пожаловали сотрудники ГИБДД, а позже мировой суд лишил ее прав. Это решение поддержал районный и городской суды.

Дело дошло до председателя суда Ненецкого автономного округа. И он указал, что само по себе взаимодействие, соприкосновение машин между собой без наступления последствий не может квалифицироваться как дорожно-транспортное происшествие и на водителя не могут быть возложены обязанности, предусмотренные Правилами при ДТП.

В протоколе о нарушении никаких повреждений автомобилей не зафиксировано. Из справки о ДТП было видно, что повреждения на машинах есть. Но ни ГИБДД, ни мировым судьей время и механизм образования этих повреждений не выяснялся: образовались ли они в результате наезда или были на транспортных средствах до наезда. Медведева отрицает наличие повреждений на ее автомобиле. Владелец второй машины никаких материальных претензий не предъявлял.

Автотехническая экспертиза на предмет наличия соотносимых между собой повреждений машин не проводилась, что не позволяет сделать однозначный вывод об имевшем место дорожно-транспортном происшествии с участием этих машин. Собранных доказательств недостаточно для того, чтобы вменить Медведевой оставление места ДТП. А поэтому председатель суда Ненецкого автономного округа отменил решения нижестоящих судов и прекратил производство по делу в связи с недоказанностью.

В общем, чтобы обвинить водителя в том, что он скрылся с места ДТП, надо еще доказать, что дорожно-транспортное происшествие было. А для этого необходимо несколько условий. Либо в результате ДТП должны были пострадать люди, либо другим гражданам должен был быть причинен ущерб. Причем если ущерб причинен автомобилю, то необходимо также доказать, что он причинен именно в результате взаимодействия машины пострадавшего и обвиняемого. Интересно, что такой судебной практике более двух лет. Однако до сих пор некоторые судьи только на основании протокола, составленного не очень продвинутыми в юридических тонкостях сотрудниками ГИБДД, продолжают лишать прав водителей якобы за оставление места ДТП, которого по факту не было.

Под колесами самокатов гибнет все больше людей

Количество ДТП с участием электросамокатов в России за семь месяцев этого года возросло на 66 процентов, а число погибших в них выросло в четыре раза.

Всего на дорогах произошло почти 270 таких аварий, жертвами которых стали восемь человек, еще 275 пострадали, сообщает ТАСС со ссылкой на ответ пресс-центра МВД на запрос агентства.

Так, с января по июль 2021 года в России произошло 266 ДТП с участием электросамокатов, в то время как годом ранее их количество не превысило 160. Почти в два раза увеличилось число таких происшествий с детьми — с 21 до 38.

По данным МВД, в ДТП с электросамокатами в 2021 году погибли восемь человек, в том числе один ребенок, пострадали 275, 39 из них дети. Число погибших увеличилось в четыре раза (с двух до восьми), а число пострадавших выросло почти на 70 процентов (с 164 до 275) по сравнению с таким же периодом прошлого года.

Лидером по количеству ДТП с электросамокатами стал Санкт-Петербург, где зафиксировано 58 таких происшествий. На втором месте Москва с 55 ДТП. Далее идут Краснодарский край с 21 случаем, Татарстан с 12 и Подмосковье, где зафиксировано 11 таких происшествий.

Надо сказать, что эта статистика включает в себя только столкновения между машинами и электросамокатами. Если электросамокатчик наехал на пешехода и тот получил ранения или погиб, то ДТП это считаться не будет. Столкнулись два пешехода. В статистику МВД такие случаи не попадают.

В МВД напомнили, что статус средств индивидуальной мобильности, к которым относятся электросамокаты, все еще не определен, разработкой соответствующего проекта постановления правительства занимается минтранс.

Минтранс уже вносил свои предложения по изменению правил дорожного движения, в которых учитывались бы и электросамокаты, а также прочие гироскутеры. Их предлагалось назвать средствами индивидуальной мобильности — СИМ — и разрешить им двигаться по тротуарам со скоростью 20 км/ч. Причем под эти СИМ предлагалось подвести в том числе роликовые коньки и скейтборды.

Однако этот проект получил отрицательный отзыв от Аналитического центра при правительстве.

Теперь минтранс подготовил новый проект и внес его снова на рассмотрение в Аналитический центр. В нем уже никаких роликов и скетбордов. Но при этом предлагается разрешить движение электросамокатов не тяжелее 35 кг по тротуарам со скоростью не более 25 км/ч. По всей видимости, ведомству, отвечающему за транспорт, пешеходов совсем не жалко. Представьте себе столкновение с ребенком 100 килограммового мужика на 35 килограммовом электросамокате на скорости 25 км/ч.

Совершенно непонятно, откуда взялся именно такой вес, если большинство подобной техники весит 15 кг. Почему вдруг скорость выросла с 20, что уже в четыре раза больше пешеходной, до 25 км/ч?

Но теперь у этих поправок возникла и еще одна сложность. Согласно постановлению правительства менять правила можно только целиком. Поэтому в своих поправках минтранс предлагает сделать исключение из этой нормы для правил дорожного движения. Но есть подозрения, что эксперты Аналитического центра на это не пойдут. А значит, поправки вновь получат отрицательное заключение.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: