Как поставить на учет самодельный автомобиль - AUTOS-RUS.RU

Как поставить на учет самодельный автомобиль

РЕГИСТРАЦИЯ САМОДЕЛОК !

Регистрация самодельных автомобилей в ГИБДД

Привет всем тем, кто пытает меня вопросом о регистрации наших автомобилей в ГИБДД и получении права передвигаться по дорогам общего пользования.
Перепечатываю статью из журнала «Российская газета», автор текста Владимир Баршев.
www.rg.ru/2008/02/21/samodelki.html

Теперь самоделки тоже имеют право на получение в ГИБДД регистрационных номеров, а соответственно и право самостоятельно передвигаться по дорогам.

Для регистрации конкретного автомобильного чуда необходимо обратиться в орган сертификации, представить туда «изделие», получить документ о соответствии транспортного средства предъявляемым техническим требованиям. А затем с полученной бумагой идти в ГИБДД и ставить машину на учет.

Постановление о 50 лошадях

Любовь к созданию многочисленных машин по собственным проектам появилась у нас не от хорошей жизни. В Советском Союзе не было и речи о выпуске автомобилей под запросы конкретного потребителя — хватило бы сил дать рынку массовые модели. Поэтому энтузиасты из подручных материалов и своими руками делали машины, отвечающие требованиям жизни.

Из трех старых, убитых собирали одну живую. На селе из легковых кузовов делали грузовые. Создавали амфибии, чтобы преодолевать болота и другие водные препятствия. Увеличивали грузоподъемность, удлиняли кузова — ведь грузовики не продавались в личное пользование.

Были и эстеты, которых не устраивала сама форма серийного легкового автомобиля. Они создавали автоварианты — от прилизанных спорткаров до самых фантастических и иногда нелепейших конструкций. Все это показывалось на выставках и на вполне законных основаниях ездило по дорогам.

В советские годы самоделки не то чтобы поощрялись, но во всяком случае не запрещались. Первые серьезные ограничения появились в 80-х годах. А именно — ограничения по мощности (50 лошадиных сил на тонну), по габаритам (4,7 метра по длине и 1,8 метра по ширине). Оставалась одна лазейка, которой и пользовалось большинство. Ведь регистрировали технику не только в ГАИ, но и в Ростехнадзоре. Например, трактора. Внедорожники же в те времена вполне подходили под эту категорию. А требования к самоделкам в Гостехнадзоре были значительно мягче. В результате с 1993 по 1995 год было зарегистрировано наибольшее количество автомобилей ручной сборки.

Годы полного запрета

2005 год оказался черным для самоделок — их регистрацию и в ГАИ, и в Ростехнадзоре запретили вовсе. Верховный суд РФ аргументировал запрет тем, что надо разработать четкие требования к «самодельной» продукции. Хотя настоящая причина, видимо, крылась в борьбе с новым явлением на авторынках — в продаже так называемых конструкторов. Суть рыночного бума на «конструкторы» была проста: чтобы уйти от налогов, машину (например, японскую) сначала ввозили в Россию в виде запчастей, затем собирали ее, а регистрировали как самодельную.

Однако запрет этот, к сожалению, коснулся и авторов настоящих отечественных самоделок. Их-то творческий энтузиазм не иссяк! Доказательство тому — ежегодные выставки «Автоэкзотика», где самоделки представляются в огромном количестве. Однако в большинстве случаев это машины без номеров, привезенные на эвакуаторе и права на жизнь на дорогах не имеющие. Хотя как раз на дорогах иные самоделки могли дать фору многим серийным автомобилям.

Новые требования, которые определяют порядок сертификации, наконец, приняты и утверждены. Приказ Ростехрегулирования, утвердивший изменения N1 «Правил по проведению работ в Системе сертификации механических транспортных средств и прицепов» вступил в силу в январе этого года.

Итак, как же поставить самоделку на учет в новых реалиях? Для начала потребуется обратиться в орган сертификации. Их не так уж и много по стране. Ближайший к вам можно выбрать из списка, который опубликован на сайте Рос техрегулирования. (адрес сайта: www.gost.ru/wps/portal/)

Оценивать самоделку теперь будут по упрощенной схеме. Как «транспортное средство, производимое малыми сериями». Минимальное количество автомобилей в малой серии — 1 штука.

Есть тут и небольшая хитрость, с помощью которой государство спасло себя от ввоза «конструкторов». Количество автомобилей в малой партии необходимо указывать. Понятно, что тот, кто собирает для себя, больше одного автомобиля одного типа делать не будет. А тому, кто попытается лукавить с государством и под заказ приво зить машинокомплекты, занимаясь практически промышленной сборкой, по новым правилам сертификации работать будет невыгодно. Ведь количество машин в партии проверяется. Повторить процедуру сертификации нельзя.

Правда, и полученное одобрение типа не имеет срока действия. Оно заканчивается тогда, когда вступают в силу новые технические требования. Например, с нового года вступили в силу требования по экологичности Евро 3. Значит, именно с этого года прекратило действовать и одобрение типа. Ведь одобряло оно нормы Евро 2.

По правилам ООН

Новые требования к самодельным машинам, естественно, не ниже, чем к выпускающимся серийно. Тут послаблений нет, а главное, самоделки должны соответствовать правилам Европейской экономической комиссии ООН. И хотя малые партии будут сертифицировать по усеченному списку требований, все равно это серьезная процедура.

Согласно документу, проверяться на соответствие требованиям будут травмобезопасность рулевого колеса, тормозные свойства, места крепления ремней безопасности и сами ремни, стекла, зеркала заднего вида и их установка, установка устройств освещения и световой сигнализации, управляемость и устойчивость, внутренний шум, содержание вредных веществ в салоне, и, конечно, содержание вредных веществ в выхлопе. Это — выборка для легковых автомобилей.
приятный момент

Есть в новых требованиях и пункт, приятный для изобретателей. Машины на испытаниях теперь увечить не будут: «В отношении единичных транспортных средств проводятся испытания, не вызывающие их повреждения. Допускается замена испытаний, вызывающих повреждения, экспертной оценкой конструкции».

После всех этих экспертиз, если машина удовлетворяет требованиям, хозяин, он же изобретатель, получает одобрение типа. С этим документом — прямой путь в подразделение ГИБДД по месту жительства, где выдадут паспорт транспортного средства и поставят автомобиль на учет. Данные об одобрении типа заносятся в ПТС.

Конечно, вряд ли эти нововведения вызовут бурный всплеск в самодеятельном конструировании новых и необычных типов автомобилей. Но во всяком случае нашим Кулибиным жить станет теперь легче.

Как поставить на учёт в ГИБДД самодельный автомобиль в 2021 году

Если вам удалось самостоятельно собрать машину, это свидетельствует об умении и таланте. Однако, чтобы эксплуатировать своё творение по дорогам общего пользования наравне с заводскими транспортными средствами, важно знать, как поставить на учет самодельный автомобиль в 2021 году. Это сложная, но выполнимая задача, если машина отвечает всем требованиям Росстата.

Регистрация автомототранспортных средств

Для передвижения по дорогам общего пользования в России любой автомобиль или мотоцикл должен состоять на регистрационном учёте в ГИБДД. Невыполнение этого требования является серьёзным нарушением и служит основанием для наложения административного взыскания на собственника транспортного средства.

Процедура регистрации применяется не только в целях начисления транспортного налога на определённое физическое или юридическое лицо. Она также позволяет предотвращать внесение несогласованных изменений в конструкцию автомобилей для обеспечения их безопасности на дорогах. Кроме того, по регистрационным данным выявляют собственника транспортного средства при совершении нарушений ПДД.

Отличие самодельного автомобиля от «конструктора»

Умельцы по созданию транспортных средств по собственным проектам появились в нашей стране ещё в советский период. В СССР производились только массовые автомобили, а о создании машин для определённой целевой аудитории даже речи не было. Вот и приходилось советским автомобилистам выходить из ситуации, создавая из нескольких разных старых моделей одну новую. В гаражах умельцев в единичном экземпляре появлялись внедорожники, амфибии, малые грузовики и другие ТС, на которые хватало фантазии.

Самодельные автомобили собираются из узлов и агрегатов двух и более серийных транспортных средств, поскольку самостоятельно собрать двигатель или трансмиссию не получится. А вот взять мотор от одной машины, а КПП от другой вполне реально. Некоторые части изготавливаются вручную в гаражных условиях из доступных материалов. Самоделкой может быть и переделанный серийный автомобиль. Например, обычную городскую машину можно превратить в снегоболотоход, поменяв только трансмиссию, или же переделать в серийной модели конструкцию кузова по индивидуальному дизайну.

Согласно новым требованиям, вступившим в силу в 2015 году, для постановки на учёт в ГИБДД самодельный автомобиль должен соответствовать категории транспортных средств, производимых малыми сериями.

Таковыми считаются только машины, собранные в одном экземпляре и не имеющие аналогов. Таким образом, государство создаёт барьер для легализации автомобилей-«конструкторов», ввезённых в Россию по серым схемам, разобранных под видом запасных частей.

Энтузиаст, который собирает самодельное средство передвижения для собственного пользования, не станет изготавливать более одного экземпляра, поэтому его творение уникально и не имеет аналогов. Именно этот момент отличает самодельную машину от «конструктора», являющегося серийным автомобилем, который был разобран, а затем собран в гаражных условиях после пересечения границы. В данном случае никакого энтузиазма нет, есть только нарушение таможенного законодательства и уклонение от уплаты ввозных пошлин.

Поскольку «конструктор» не прошёл таможенное оформление по всем правилам, на него невозможно получить ПТС и поставить на учёт в ГИБДД. Любая экспертиза легко сможет отличить самоделку от нелегального «конструктора».

Нужна ли регистрация самодельной машины в ГИБДД

Если на самодельном ТС вы намерены выезжать на дороги общего пользования, регистрация его в ГИБДД обязательна. Должен быть присвоен государственный регистрационный номер и установлены регистрационные знаки, получены свидетельство о регистрации ТС и полис ОСАГО. Однако, чтобы узаконить самоделку, необходимо чтобы ее характеристики соответствовали следующим требованиям:

  • мощность двигателя – не более 50 л. с. на 1 т массы ТС;
  • длина – не более 4,7 м, ширина – до 1,8 м;
  • максимальная снаряжённая масса – до 3,5 т;
  • соответствие содержания вредных веществ в выхлопных газах экологическому стандарту ЕВРО-4.

Самодельные автомобили, не подлежащие регистрации

Если максимальная скорость самодельных транспортных средств не достигает 50 км/час, а рабочий объём двигателя составляет менее 50 см³ (мощность – меньше 4 кВт), их разрешено эксплуатировать без регистрации в ГИБДД. Когда речь идёт об элетромобиле, мощность двигателя не должна превышать те же 4 кВт. Такими характеристиками могут обладать только небольшие автомобили с одноцилиндровыми двигателями. Однако, даже если транспортное средство не подлежит регистрации в ГИБДД, управляющее им лицо обязано иметь водительское удостоверение.

Необходимые документы для постановки на учёт

Самодельный автомобиль на учёт в ГИБДД ставится наравне с серийными моделями, но перечень документов отличается от стандартных случаев. Вы не сможете предъявить ПТС, поэтому должны предоставить:

  • Свидетельство о безопасности конструкции ТС из Росстата.
  • Свидетельство о присвоении VIN-кода из НАМИ.
  • Договор купли-продажи на агрегаты, узлы или другой серийный автомобиль, который был использован для создания самодельной машины.
  • Письменное объяснение о происхождении использованных деталей, а также фотографии всех этапов сборки – при отсутствии договора купли-продажи.
  • Справку о том, что серийный автомобиль, использованный в качестве базы самодельного транспортного средства, был предварительно снят с учёта.
  • Техническое описание ТС.
  • Полис ОСАГО.
  • Квитанцию об уплате госпошлины.

Сертификация в Федеральном агентстве по техническому регулированию (Росстате)

Действия по легализации самодельного транспортного средства необходимо начать с обращения в территориальные органы Росстата. Они работают во всех федеральных округах. Каждый территориальный орган имеет отделения в областных, республиканских и краевых центрах. Рекомендуется обратиться в соответствующие органы ещё до сборки машины, чтобы уточнить действующие требования и нормативы.

Читайте также  Выездное оформление купли продажи автомобиля

Порядок сертификации

Самодельные автомобили, являясь единичными транспортными средствами, проходят сертификацию в упрощённом порядке. Их не подвергают краш-тестам.

Для самоделок предусмотрены испытания, которые не вызывают механических повреждений.

Специалисты Росстата будут проверять следующие параметры:

  • надёжность и травмобезопасность рулевого управления;
  • работоспособность тормозной системы;
  • наличие ремней безопасности;
  • зеркала заднего вида и стёкла;
  • наличие всех необходимых световых приборов, а также их соответствие российским стандартам;
  • управляемость и устойчивость во время движения;
  • уровень шума двигателя;
  • соответствие уровня вредных веществ в отработанных газах экологическому стандарту ЕВРО-4.

Одобрение ТС

Чтобы оформить самодельное авто, необходимо успешно пройти все испытания и получить следующие документы:

  • одобрение типа ТС;
  • свидетельство о безопасности конструкции ТС.

В этих документах должны быть указаны:

  • тип транспортного средства;
  • базовое ТС, которое было взято за основу самодельного автомобиля;
  • экологический класс;
  • сведения об изготовителе;
  • год изготовления ТС.

Процедура регистрации самодельного автомобиля

Успешное прохождение сертификации самодельного автомобиля ещё не означает, что его поставят на учёт в ГИБДД в день обращения, как это бывает с серийными заводскими ТС. У машины ещё нет VIN-кода, без которого регистрационные действия не осуществляются.

Постановление об отсутствии VIN-кода

ГИБДД не имеет полномочий присваивать идентификационные номера транспортных средств, поэтому при обращении в МРЭО вам выдадут постановление об отсутствии VIN-кода. Для его получения необходимо подтвердить легальное происхождение автомобиля.

Проверка в Бюро судебных экспертиз

Для установления юридической чистоты транспортного средства его направляют в Бюро судебных экспертиз. Эксперты должны проверить автомобиль и выдать направление на присвоение VIN-кода.

Присвоение идентификационного номера

Сегодня в России присвоением идентификационных номеров самодельным автомобилям занимается центр “Стандартизация и идентификация” при ФГУП НАМИ в г. Москве. Привозить сюда машину не нужно, даже самому приезжать нет необходимости. Достаточно оправить письмо-заявку на адрес электронной почты центра wmi@nm.ru, где указать следующие сведения:

  • наименование и тип ТС;
  • год изготовления;
  • номер двигателя, шасси и кузова;
  • мощность, рабочий объём и тип двигателя;
  • разрешённую максимальную массу;
  • массу без нагрузки;
  • грузоподъёмность;
  • Ф.И.О. мастера-изготовителя.

Дополнительно к письму необходимо приложить:

  • чертёж общего вида ТС формата А4 или фотографии (вид спереди и сбоку) с указанием габаритных размеров;
  • ксерокопию 1,2 и 5 страницы паспорта.

Через некоторое время вы получите свидетельство, в котором будет указан VIN-код самодельного транспортного средства.

Постановка на учет в ГИБДД

После проведения всех вышеперечисленных процедур регистрация самодельного автомобиля в ГИБДД становится реальной и вы сможете получить ПТС. Необходимо пройти техосмотр, оформить полис ОСАГО и выполнить стандартную процедуру регистрации, после которой вам должны присвоить регистрационный номер и выдать СТС. Регистрационные знаки можно получить в этом же отделении ГИБДД или заказать в организации, занимающейся их изготовлением.

Затраты на регистрацию самодельного автомобиля

Постановка на учёт в ГИБДД самодельной машины стоит гораздо дороже, чем регистрация серийной модели. Вам следует ориентироваться на следующие финансовые затраты:

  • Услуги центров сертификации – от 14 000 руб.
  • Проверка экспертами Бюро судебных экспертиз – от 10 000 руб.
  • Присвоение VIN-кода – от 3600 руб.
  • До центра сертификации машину нужно доставить на эвакуаторе, поскольку без регистрации в ГИБДД вы не можете ездить на ней по дорогам общего пользования. Стоимость перевозки в каждом отдельном случае будет разной, поскольку учитываются расстояние и рыночные цены логистических услуг в вашем регионе.
  • Техосмотр – около 1000 руб.
  • Стоимость ОСАГО будет зависеть от стажа водителя, а также от наличия фактов ДТП по его вине. Без страховки регистрация автомобиля не осуществляется. Цена полиса составит около 4000 руб.
  • Выдача ПТС – 800 руб.
  • Выдача свидетельства о регистрации ТС – 500 руб. или 1500 руб. если оно пластиковое, нового образца;
  • Государственные регистрационные знаки – 2 тыс. рублей.

Таким образом, легализация самодельного транспортного средства – затея не из дешёвых, поэтому следует заранее оценить расходы.

Административная ответственность за езду без регистрации в ГИБДД

Если вы планируете использовать самодельный автомобиль для передвижения по просёлочным грунтовым дорогам, которых официально не существует, можете не ставить его на учёт в ГИБДД. В случае выезда на городские улицы или любые другие дороги общего пользования за езду на незарегистрированном транспортном средстве на вас могут наложить штраф:

  • от 500 до 800 руб.;
  • 5000 руб. или лишить водительского удостоверения на 1-3 месяца – при повторном нарушении.

Выводы

Целесообразна ли регистрация самодельного автомобиля, решайте самостоятельно. Вполне возможно, что процесс регистрации затянется и потребует гораздо больше сил и терпения, чем сборка машины. Никто не может гарантировать, что вы сможете сразу пройти сертификацию в Росстате. При наличии несоответствий действующим стандартам вам придётся их устранять и снова привозить своё творение на испытательный полигон. До финишной черты смогут дойти только самые стойкие и упрямые создатели самодельных машин.

Какова процедура регистрации самодельных автомобилей: видео

Практикующий юрист с 10 летним стажем. Специализации: уголовное право, страховое право, административные правонарушения.

Постановка на учет самодельного автомобиля: как проходит регистрация в ГИБДД?

Самодельные автомобили с недавнего времени приобрели право на официальное применение.

Требования к ним утверждены приказом Ростехурегулирования, вступившим в силу в 2015 году.

Теперь на такой технике можно передвигаться по дорогам общего значения, предварительно пройдя регистрацию в ГИБДД.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-14-90 . Это быстро и бесплатно !

Регистрация самодельных автомобилей обязательна!

Существовал период в истории нашего государства, когда самоделки не нужно было регистрировать. На конструкторах, собранных умельцами в гаражах можно было передвигаться по любым дорогам до 80-х годов прошлого века.

Затем был принят закон о запрете на передвижение без регистрации. Но касался он только тех самоделок, мощность которых превышала 50 лошадей и габаритами 4,7 х 1,8 м. При этом существовали зацепки, способствующие возможности не ставить авто на учёт.

Затем наступил период запрета на сборку автомобилей из частей существующих серийных моделей. Естественно, что зарегистрировать такие авто тоже было нельзя. Разрешалось только регистрировать машины, собранные из нестандартных деталей.

После полного запрета на регистрацию авто-самоделок в 2005 году, в 2015-м принято постановление, по которому регистрация не только разрешена, но и стала обязательной.

В настоящее время регистрация самодельного средства передвижения позволит использовать его по назначению. Если официальный документ не будет оформлен, передвигаться на самодельной машине будет невозможно. Также возникнут проблемы, если вы захотите ее подарить или продать. Смена собственника транспортного средства невозможна без официальной регистрации.

Возможно провести регистрацию машины, вес которой не превышает трех с половиной тонн.

На нашем сайте вы найдете много полезной информации о регистрации транспортного средства. Для этого вам следует нажать сюда.

С чего начать регистрацию?

Чтобы зарегистрировать в ГИБДД самодельное средство передвижения необходимо получить документ о его соответствии гос. стандартам. Экспертизу на соответствие проводят специальные сертификационные центры. Со списком можно ознакомиться на сайте Ростехрегулирования.

Ваша самоделка подлежит оценке как автомобили, производимые малыми сериями. Сертификация таких ТС максимально упрощена, но всё-таки потребует собрать массу сопутствующих документов.

Автомобили самодельного производства имеют строгие ограничения по параметрам кузова. При этом как раз оценка габаритов, прежде всего, оценивается сертификационными центрами. В связи с этим согласовать размеры кузова желательно ещё до начала сборки авто, чтобы в дальнейшем не возникло проблем с получением сертификата соответствия.

В сертификационном центре поверят соответствие следующим параметрам:

  • Уровень производимого аппаратом шума.
  • Техническое состояние систем (рулевое управление, тормоза, устойчивость при движении и др.).
  • Соответствие габаритов.
  • Соответствие международным экологическим стандартам (ЕВРО3-4).

Некоторые отклонения от нормативов эксперты могут допустить, но при существенных несоответствиях нормам автомобиль отправится на доработку с соответствующими рекомендациями.

Если все показатели вашего авто будут соответствовать нормам, заключение будет получено. В случае выявление каких-либо несоответствий, специалисты выдадут рекомендации по доработке и изменении в конструкции.

По результатам исследований техники специалисты центра оформят заключение типа ТС, оно бессрочное.

Ваш автомобиль также пройдет испытательный тест на площадке-треке. Целью данного исследования состоит в проверке безопасности и соответствия требованиям. До недавнего времени требования содержали один очень неприятный пункт – прохождение краш-теста. При прохождении его автомобиль мог получить серьёзные повреждения. На сегодняшний день властями принято решение о прохождении таких испытаний только серийными машинами.

По результатам испытаний вами будет получено экспертное заключение. На этом первый этап регистрации можно считать пройденным.

Регистрация в ГИБДД

Полученные при проведении испытания результаты предоставляются в МРЭО. Целью посещения этой организации является получение идентификационного номера, который будет набит на кузов вашего авто.

Следующим пунктом посещения является бюро судебных экспертиз, где вы получите направление на присвоение идентификационного номера. В эту инстанцию вам нужно предъявить следующие документы:

  • Паспорт.
  • Заключение ГИБДД.
  • Заключение специалиста МРЭО.

Эксперты могут потребовать от вас предоставления процесса сборки автомобиля в виде фото и чертежей. На каждую деталь нужно иметь документ, доказывающий их законное приобретение.

Если в вашем авто используются самостоятельно изготовленные детали, не укладывающиеся ни в какие конструктивные нормативы, дайте их описание в свободной форме и укажите любой способ получения: подарена, найдена, обменена.

Как только номер будет набит на кузов вашего автомобиля, вновь отправляйтесь с пакетом документов в МРЭО и заканчивайте регистрацию. Теперь вам выдадут СТС и номерные знаки.

Таким образом, предстоит посетить следующие инстанции:

  • Центр сертификации – ближайший к месту жительства.
  • Институт безопасности движения.
  • МРЭО
  • ГИБДД
  • Банк.

Цена вопроса

Самым дорогим при регистрации является процесс сертификации. Цена достигает 70-80 тысяч, в зависимости от вашего географического положения, конструкции авто.

Прибавьте сюда цену работы эвакуатора или другой техники, доставляющей самоделку до места прохождения тестов.

При регистрации также придётся заплатить госпошлины, оплатить ПТС, страховку, номера. В общей сложности регистрация самодельного автомобиля (транспортного средства) может достигать 150-200 т. рублей.

Снять самоделку с учёта

Все документы. Оформленные вами при регистрации авто-самоделки должны быть в целости и сохранности. Любой из них может понадобиться, если возникнет необходимость снятия его с учёта.

В основных моментах процедура снятия с учёта не отличается от снятия с учёта серийного авто. Поскольку раз разрешено ставить на учёт самоделки, так же их можно с учёта снимать.

Обязательно представьте документы о снятии с учёта того авто, на основе которого сконструирована ваша самоделка.

Обращайтесь в то же МРЭО, что и при постановке на учёт. Предоставьте СТС, ПТС и паспорт. Можно подать заявления в электронном виде (если электронная форма есть в отделении).

Приложите к пакету документов все документы, которые оформляли при постановке на учет самодельного автомобиля (транспортного средства, самоделки, самодельной машины). Вы получите талон с порядковым номером для осмотра экспертом.

После просмотра машины криминалистом получаете штамп, оплачиваете госпошлину.

Вновь подаём документы на снятие с учёта в другое окно, снимаем знаки, сдаём их вместе с пакетом документов и заключением криминалиста.

ВАЖНО. Номерные знаки должны быть чистыми!

Финал всей процедуры заключается в получении транзитных номеров и ПТС с отметкой о снятии с учёта. СТС остаётся у сотрудников МРЭО.

Читайте также  Как безопасно получить деньги при продаже автомобиля

Получение разрешения на эксплуатацию самодельного авто – сложный и длительный процесс. Любителям конструировать самоделки на дому нужно помнить, что собрать их будет легче, а порой, и быстрее, чем узаконить возможность передвижения на нём.

Успехов вам и терпения в регистрации!

Полезное видео

Более подробно о том как зарегистрировать автомобиль-самоделку можно узнать на видео ниже:

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Насколько сложна регистрация самодельного автомобиля

Если вы собрали самостоятельно транспортное средство, основная проблема – поставить его на учет. Для этого нужно обратиться в специализированное учреждение, где проверят машину на соответствие требованиям безопасности и выдадут вам документы.

Обычно в качестве деталей для самоделок используются запчасти от серийных машин или кит-наборы. Фото: explosion.com

Что понимается под самодельным ТС

Самодельный автомобиль – транспортное средство, собранное в единственном экземпляре в гаражных условиях.

Рекомендуется перед началом сборки согласовать конструкцию с автотранспортным научно-исследовательским институтом или центром сертификации в вашем городе. Именно эти организации занимаются проверкой самодельных ТС.

Немного истории

Практика создания самодельных автомобилей была популярна в СССР. Мастера собирали из нескольких сломанных машин одну рабочую. Умельцы в деревнях удлиняли легковые авто и превращали их в грузовые, так как грузовики не предоставлялись для личного пользования.

О том, можно ли получить права от военкомата бесплатно и на что вообще можно рассчитывать – смотрите на Прокроссовер.

Хотите пересечь границу на своем автомобиле? Здесь вы найдете необходимую информацию об обязательных документах.

В 2005 году был введен запрет на регистрацию самодельных машин. Это связано с тем, что мастера ввозили из-за границы иномарки на автозапчасти. В России их собирали, регистрировали как самоделку и ездили по городу. Через некоторое время запрет был снят, а требования к регистрации ужесточились.

Сегодня возрождается интерес к самоделкам, так как в продаже появились кит-наборы. Они позволяют с минимальным бюджетом построить премиальный автомобиль, например, Феррари или Ламборджини. Регистрация в качестве самоделки поможет сэкономить на налогах. Поэтому многие молодые люди собирают машины для себя и на заказ.

Особенности конструкции

Во время сборки автомобиля не забывайте об особенностях, которые понадобятся для его регистрации. Особое внимание нужно уделить безопасности машины для водителя, пассажиров, других участников дорожного движения.

Обязательно должны присутствовать:

  • Ремни безопасности;
  • Зеркала;
  • Хорошая тормозная система;
  • Руль.

Во время сертификации обязательно проверяется соответствие экологическим стандартам Евро-3 или Евро-4.

  • Также специалисты в центре сертификации проверяют уровень шума от машины. Допустимый уровень шума выхлопа авто составляет 96 дБ. Он измеряется специальным прибором. Эта норма распространяется на все легковые автомобили, и сотрудник ГИБДД может проверить шум при подозрении на нарушения.
  • Одно из главных качеств хорошей машины – устойчивость на дороге.

Если вы самостоятельно разрабатываете шасси, рассчитайте все так, чтобы у машины не было излишних кренов. Фото: smartage.pl

Какие документы нужны для регистрации

Все автолюбители, которые проходили процедуру сертификации и регистрации самодельного автомобиля, советуют запастись терпением. Это долгий процесс, так как вам нужно получить много справок и разрешений, прежде чем законно выехать на улицы города.

Первый совет для конструктора, который решил собрать авто самостоятельно: собирайте все чеки и договоры на покупку запчастей. В государственных органах вам придется доказывать, что они находятся в вашей собственности законно. Даже если вы нашли запчасть на улице, лучше сначала сфотографировать ее, чтобы подтвердить факт владения.

Второй совет: изучите все ГОСТы, чтобы успешно пройти сертификацию. Специалисты будут проверять уровень шума, уровень безопасности, состав выхлопа. После этого вам выдадут сертификат на транспортное средство.

Кроме перечисленных документов, вам нужно иметь с собой паспорт и водительские права. Процесс регистрации в МРЭО проходит так же, как для обычного авто. Помните, что за получение каждой справки вам нужно заплатить, цены вы можете узнать в учреждениях вашего города.

Сертификация

Перед тем, как поставить автомобиль на учет, нужно получить на него сертификат. Сделать это можно в любом пункте сертификации вашего города. Адреса всех пунктов находятся на сайте Ростехрегулирования. Вам нужно предварительно позвонить специалисту и назначить встречу.

Авто пройдет сертификацию по упрощенной схеме, как малосерийное ТС, так как существует в единственном экземпляре.

Специалисты обязаны проверить:

  • Габаритные размеры;
  • Соответствие нормам безопасности;
  • Соответствие экологическим стандартам;
  • Исправность всех механизмов и устойчивость на дороге;
  • Уровень шума от транспортного средства.

В центре сертификации есть также специальная площадка для тестирования машин. Она нужна для проверки безопасности. В крупных городах существуют научно-исследовательские институты безопасности движения, которые выдают справки о безопасности транспортного средства.

После проведения всех испытаний и тестов, владельцу выдается сертификат на автомобиль. Он не имеет срока давности. С ним нужно отправиться в ГИБДД. Если вам не дадут сертификат, специалисты обязаны предоставить рекомендации по доработкам ТС.

Регистрация в ГИБДД

Вместо паспорта транспортного средства вам нужно показать документы, которые подтвердят самобытность авто. Они включают:

  • Договор купли-продажи машины, которая лежит в основе вашей самоделки;
  • Справка о снятии с учета этой машины;
  • Чеки всех запчастей, которые вы установили на самоделку;
  • Заявление о получении запчастей, если вы их не покупали (нашли на свалке, например);
  • Фотографии процесса сборки самоделки.

Если вы собирали кузов самостоятельно и использовали накладки из кит-набора, нужно приложить чек о покупке кит-набора, фото или видео процесса сборки. В этом случае на вашем авто не будет никаких идентификационных номеров. Тогда вам нужно обратиться к судебному эксперту. Он выдаст справку, подтверждающую самобытность транспортного средства.

После этого можно будет присваивать номера кузова, шасси, VIN-код. Это делается в ГИБДД, номер выбивают на металлической пластинке и закрепляют ее под капотом.

Затем вам нужно обратиться в МРЭО для получения госномера и СТС. Во всех инстанциях вам нужно иметь с собой паспорт и водительские права. Не забудьте взять в МРЭО весь пакет документов.

Также об особенностях изготовления и регистрации самоделок можно узнать из этого видео:

Перед тем как собирать машину самостоятельно, желательно оценить все риски. Вам нужно будет потратить много времени, сил, денег и нервов на сертификацию и постановку ее на учет. Будьте готовы к возможным проблемам, которые возникнут в процессе. Многие говорят, что сегодня поставить самоделку на учет нереально. Возможно, именно у вас все получится, и вы опровергнете этот миф.

Как поставить на учет самодельное транспортное средство

Чтобы свободно передвигаться на ТС , собранном своими руками, понадобится регистрация самодельного автомобиля . Для этого изначально надо подготовить требуемый пакет документов , а также изучить порядок действий , необходимых для постановки на учет автомашины в ГАИ .

Понятие о самодельном авто ( отличие от « конструктора »)

Мастера , которые могут создавать автомобили по собственным чертежам , начали появляться уже давно . Например , во времена Советского союза на рынок поступали только массовые авто , поэтому никто не задумывался о необходимости создать машины для конкретных людей . Поэтому советские водители создавали самодельное транспортное средство путем сбора из нескольких устаревших моделей . Только так можно было решить свои задачи . Так начали появляться « джипы» , небольшие грузовые средства передвижения и пр .

Для создания самодельной машины нужны узлы и устройства минимум из двух автомобилей серийного производства, т.к. не удастся собрать силовой агрегат или трансмиссию собственноручно. Но можно взять двигатель с одного ТС, а КПП с другого. Некоторые автомобильные компоненты изготавливались самостоятельно из подручных материалов в гаражных условиях.

После принятия новых требований стало понятно: чтобы оформить в ГИБДД самодельное транспортное средство , оно должно отвечать категории малосерийных автомобилей . К таким относят собранные в единственном виде автомашины, не имеющие аналогов . Так государство пытается не допустить легализации ТС , относящихся к « конструкторам » и ввозимых на территорию РФ по « серым» схемам , как запчасти .

Специалист , который самостоятельно собирает ТС для личного пользования , не будет создавать больше одного авто , т . к . готовый результат уникален и ему нет аналогов . Именно благодаря этому аспекту самодельный « железный конь » отличается от « конструктора », относящегося к серийному производству и который изначально быстро разобрали , а потом собрали , чтобы ввезти в другую страну . В этом случае речь идет не о развитии энтузиазма изобретателя , а о попытке уклониться от уплаты пошлин и нарушить закон .

« Конструктор » нельзя узаконить , ПТС на него нельзя получить , как и пройти процедуру оформления в ГАИ . Если понадобится отличить настоящую самодельную машину от « конструктора », без экспертной помощи не обойтись . Только экспертиза способна дать настоящую оценку .

Регистрация : нужна или нет

Если на самостоятельно сконструированном и собранном ТС водитель будет выезжать на общие автодороги , ему обязательно нужно зарегистрировать самодельный автомобиль, получить госномер и установить регистрационные знаки , а также получить полис страхования ОСАГО и свидетельство о регистрации транспорта .

Это возможно, если автомашина будет отвечать определенным требованиям :

  • мощность силового агрегата не больше 50 л . с . на 1 т веса авто ;
  • длина – максимум 4 , 7 м ;
  • ширина – не превышает 1 , 8 м ;
  • наибольшая снаряженная масса – до 3 , 5 т ;
  • содержание вредных веществ в выхлопных газах отвечает экостандарту ЕВРО – 4 .

Только при таких условиях удастся оформить собранную машину .

Какие авто не регистрируют

Бывают ситуации , когда можно не оформлять ТС :

  • его предельная скорость составляет менее 50 км / ч ;
  • рабочий объем силового агрегата не достигает 50 см³ ;
  • мощность – меньше 4 кВт .

В случае с электромобилем показатели мощности двигателя такие же.

Такие параметры могут быть присущи исключительно небольшим автомашинам , работающим на двигателе с одним цилиндром . Но даже при условии необязательной регистрации ТС в ГИБДД управлять им может только водитель , у которого есть права .

Порядок сертификации

Первое , что необходимо сделать для легализации машины собственной сборки, – обратиться в подразделение Росстата . Они есть в каждом регионе РФ . Лучше подумать об этом до начала сборки ТС, чтобы вовремя уточнить актуальные нормативы и требования к процедуре .

Для таких авто предусмотрена упрощенная процедура сертификации , поскольку они являются единичными экземплярами . Они подвергаются испытаниям , которые исключают повреждения, не проходят краш – тесты . Поэтому можно не переживать , что « детище » будет испорчено . С пециалисты дают экспертную оценку, основываясь на иных параметрах .

Сотрудники Росстата проверят :

  • надежность рулевого управления ;
  • работу тормозов ;
  • ремни безопасности ;
  • наличие стекол и зеркал заднего вида ;
  • установку требуемых световых приборов и их соответствие стандартам , действующим в России ;
  • управление и устойчивость при передвижении ;
  • уровень шума мотора ;
  • соответствие содержания вредных компонентов в отработанных газах экостандарту ЕВРО – 4 .

Если в рамках оценки будет выявлено несоответствие установленным техническим нормам , решение эксперитизы будет отрицательным.

До места, где будут проходить испытания, нельзя приехать на лично сконструированном автомобиле: понадобится эвакуатор или авто с прицепом.

Если испытания будут пройдены успешно , владельцу выдадут одобрение типа ТС и свидетельство о безопасности автомашины .

В этих бумагах должны быть указаны :

  1. Тип ТС .
  2. Базовое авто , на основе которого создано самодельное .
  3. Класс экобезопасности .
  4. Данные об изготовителе .
  5. Год создания машины .
Читайте также  Что можно узнать по vin коду автомобиля

С этими документами можно идти в отделение ГИБДД по прописке . Во время регистрации все данные заносят в реестр .

Оформление транспорта

Даже если самодельное авто прошло сертификацию , это еще не гарантия , ч то в ГИБДД его поставят на учет сразу в день обращения гражданина . Это неудивительно , т . к . у авто еще отсутствует VIN – код , а без него процедура невозможна .

Постановление об отсутствии VIN – кода

ГИБДД не обладает необходимыми полномочиями в части присвоения идентификационного номера ТС , поэтому при обращении в МРЭО будет выдано постановление об отсутствии VIN – кода . Чтобы его получить , понадобится подтверждение легального происхождения машины . Для этой процедуры понадобится обратиться в Бюро судебных экспертиз .

Проверка в Бюро судебных экспертиз

Специалисты проверят автомобиль и дадут направление на присвоение VIN – кода . В организацию понадобится предоставить :

  • паспорт ;
  • заключение из Госинспекции безопасности дорожного движения ;
  • резолюция эксперта МРЭО .

Далее понадобится посетить центр стандартизации и идентификации .

Присвоение идентификационного номера

Чтобы получить его в этой организации , привозить самодельный транспорт нет необходимости . Кроме этого , даже личное присутствие владельца не нужно . Все , что требуется, – направить заявку в письменном виде на электронную почту центра с тандартизации и идентификации .

В обращении нужно указать :

  • название и тип авто ;
  • год производства ;
  • номер мотора , узлов ходовой части , коробки передач , рулевого управления и кузова ;
  • мощность , рабочий объем и тип мотора ;
  • допустимый вес ;
  • вес без нагрузки ;
  • грузоподъемность ;
  • персональные данные создателя .

Помимо этого , к письму понадобиться приложить :

  1. Процесс сборки авто – чертеж общего вида автомобиля или фото автомашины с разных сторон . Обязательно указать габариты средства передвижения . Помимо этого , на каждую деталь требуется предоставить бумагу , которая доказывает их законный способ получения . Если в самодельном ТС применены запчасти , которые не входят ни в одни нормативы конструкции , то их надо описать ( в любом стиле повествования ) и указать способ их получения : подарок , находка или обмен.
  2. Ксерокопии паспорта .

Чем больше будет предоставлено документов, которые доказывают сборку ТС на деталях, которые вы приобрели законно, тем больше вероятность получить разрешение на регистрацию. Для этого собирать надо любые доказательства, даже магазинные чеки.

Через время будет получено свидетельство с указанием ВИН – кода .

Как поставить на учет в ГИБДД

Как только будут пройдены все процедуры , становится реальным оформление самодельного авто в ГАИ. Теперь можно будет получить ПТС . Кроме этого , надо записаться на технический осмотр автомобиля , оформить полис страхования ОСАГО и пройти регистрацию , после чего будет присвоен регистрационный номер и выдан СТС .

Получить регистрационные знаки можно в этом же отделении ГИБДД или заказать в компании , которая отвечает за их изготовление .

Регистрация автомобиля , собранного собственноручно – необходимая процедура , чтобы свободно передвигаться на своем творении . Для этого существует определенная процедура , которую придется пошагово выполнить.

Можно ли зарегистрировать самодельный автомобиль и как это сделать?

Каждый владелец обязан поставить свой автомобиль на регистрационный учет. Для этого потребуется получить заключение специалистов о безопасности и пройти технический осмотр. Это правило касается и автомобилей, которые были изготовлены собственниками самостоятельно. Такие транспортные средства должны быть поставлены на учет на общих основаниях. В противном случае для владельца наступит административная ответственность по статье 19.22 КоАП.

Что говорит законодательство России?

Это правило нашло свое отражение в статье 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Указанный нормативный акт не делает каких-либо разделений. То есть, зарегистрировать нужно как заводской, так и самодельный автомобиль.

Вся процедура регулируется Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 года № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации», Приказами МВД России N 399 от 26.06.2018 и N 605 от 07.08.2013.

Сложности при регистрации связаны не со статусом транспортного средства, а с его техническим состоянием. Несоответствия установленным нормам выявляются на стадиях тестирования и сертификации. К ним отнесены:

  • неисправности систем безопасности, рулевого управления, тормозной системы, зеркал заднего вида;
  • несоответствие экологическим стандартам;
  • превышение нормы уровня шума;
  • неустойчивость автомобиля;
  • ненадлежащая шумоизоляция.

Указанные факторы повлекут за собой отказ в сертификации. После устранения выявленных недостатков процедуру тестирования нужно будет пройти повторно.

Разница между самостоятельно изготовленным и переоборудованным транспортным средством

Самодельным признается автомобиль, который изготовлен владельцем самостоятельно, а не лицензированным производителем, для личного использования. При конструировании такой техники могут быть использованы как новые, так и бывшие в употреблении узлы, агрегаты и части. Составляющие могут быть изготовлены в заводских условиях, например, колеса. Сборку выполняет собственник по своему усмотрению.

Самодельный автомобиль отличается по своему статусу от переоборудованного. В последнем случае техника изначально выпускается изготовителем, имеющим соответствующую лицензию. В процессе эксплуатации владелец может устанавливать дополнительное оборудование, которое производителем предусмотрено не было, например, спойлеры на кузов либо газовый баллон (как регистрировать ГБО в ГИБДД?). При этом конструкция техники не изменяется.

Какие самостоятельно изготовленные машины подлежат процедуре?

Поскольку законодательство не отделяет самодельные автомобили от других транспортных средств, к ним предъявляются общие требования. Поставить на учет необходимо автомобиль, объем двигателя которого превышает 50 кубических сантиметров, а максимальная конструктивная скорость 50 километров в час. Регистрации подлежат и прицепы к таким транспортным средствам.

Пошаговая инструкция по прохождению сертификации

К этапам сертификации относятся:

  1. Сбор необходимой документации.
  2. Обращение в организацию, которая вправе осуществлять деятельность такого характера.
  3. Тестирование транспортного средства.
  4. Получение документального подтверждения факта сертификации.

Следует помнить, что можно получить отказ в удовлетворении своего ходатайства, если в процессе оценки будут выявлены несоответствия требованиям технических норм.

Куда обращаться?

Чтобы сертифицировать самодельный автомобиль, необходимо обратиться в компанию, которая получила аккредитацию в Росстандарте. Владелец может пройти процедуру в любой организации, находящейся на территории страны. Не играет роли место изготовления техники либо регистрации собственника.

Документы

Основанием для оценки техники является заявление собственника. В нем должно быть указано следующее:

  • Название и адрес специального центра.
  • Сведения о владельце автомобиля – фамилия, имя, отчество, место проживания, данные паспорта.
  • Информация о транспортном средстве – когда изготовлено, цвет, габариты, мощность двигателя.
  • Само ходатайство о проведении тестирования.
  • Перечень прилагаемой документации.
  • Дата и подпись заявителя.

К обращению необходимо приложить паспорт инициатора. В дополнении нужно представить технические документы на узлы и агрегаты, а также чеки, квитанции и договоры об их приобретении.

Как проводится процедура?

Поскольку до прохождения оценки самодельную технику использовать нельзя, её нужно будет доставить в центр при помощи эвакуатора. После этого специалисты компании проведут детальный осмотр и тестирование автомобиля. Будет проверено следующее:

  1. Правильность установки руля, ремней безопасности, тормозов и зеркал заднего вида.
  2. Соответствие уровня выхлопных газов установленным нормам.
  3. Наличие вредных веществ внутри салона.
  4. Уровень издаваемого шума.
  5. Устойчивость техники.
  6. Наличие световой сигнализации.

Также автомобиль будет помещен в специальное устройство, при помощи которого можно проверить работу всех систем.

Что выдается после ее прохождения?

По результатам проведенного тестирования составляется письменное заключение. Оно оформляется в виде протокола. В нем указывается следующее:

  • Дата и место проведения.
  • Наименование центра.
  • Сведения об автомобиле.
  • Вид тестовых испытаний.
  • Результаты, то есть соответствует техника нормам или нет.
  • Заключение эксперта.
  • Подпись специалиста.

Протокол вместе с сертификатом выдают на руки обратившемуся. Сертификат оформляется на номерном бланке центра и заверяется печатью компании.

Можно ли получить отказ и что делать в этом случае?

Заинтересованному лицу необходимо быть готовым к тому, что он может получить отказ в удовлетворении своего ходатайства. Это возможно в случае, если техника не прошла испытания, то есть она не соответствует установленным нормам. В таких ситуациях придется устранить выявленные недостатки и обратиться в центр повторно. Если инициатор не согласен с отказом, он вправе составить исковое заявление в суд.

Как поставить на учет такое авто?

После прохождения сертификации можно приступать к регистрации техники. Для этого необходимо:

  1. получить на руки постановление об отсутствии VIN-кода;
  2. обратиться в Бюро судебных экспертиз;
  3. получить идентификационный номер;
  4. поставить автомобиль на учет.

В завершении владелец получит на руки свидетельство о регистрации.

Постановление об отсутствии VIN-кода

Обратившись с заявлением в ГИБДД, заинтересованное лицо может получить на руки постановление об отсутствии VIN-кода. Это актуально для самодельной техники, поскольку она не имеет такой маркировки. VIN-код устанавливается лицензированным изготовителем. Собственник, который сам сделал машину, такой возможности не имеет.

Проверка в Бюро судебных экспертиз

После этого нужно направить обращение в Бюро судебных экспертиз. Указанная организация выдаст заключение о том, что техника является «чистой». То есть, автомобиль не изготовлен из составляющих, добытых преступным путем.

Присвоение идентификационного номера

После получения заключения Бюро судебных экспертиз следует обратиться центр «Стандартизации и идентификации», который вправе присваивать идентификационные номера. Для этого необходимо направить заявку на электронную почту компании, в которой должно быть указано:

  • Тип техники.
  • Год изготовления.
  • Номера агрегатов – двигателя, шасси, кузова.
  • Массу, грузоподъемность и габариты.
  • Сведения о собственнике.

К обращению прилагается чертеж машины, фото, копия паспорта инициатора. После этого будет выдано свидетельство о присвоении номера.

Регистрация в ГИБДД

Завершающим этапом является постановка техники на регистрационный учет. Суть процедуры заключается во внесении информации об автомобиле в специальную базу ГИБДД. Документальным подтверждением такого факта является свидетельство о регистрации, которое выдается владельцу на руки.

Общие затраты

Практически каждый этап оформления самодельной техники связан с денежными затратами. К ним отнесены:

  • сертификация – 14000 рублей;
  • экспертное заключение судебного бюро – 10000 рублей;
  • получение VIN-кода – 3600 рублей;
  • прохождение технического осмотра – от 400 до 800рублей;
  • страхование техники – 4000 рублей;
  • паспорт – 800 рублей;
  • номер – 2500 рублей.

Действия при отказе

В случае отказа от регистрации порядок действий владельца зависит от причин такого решения. Если таковой является неполнота или недостоверность представленных сведений, то недостатки следует устранить и обратиться в ГИБДД повторно.

Когда заинтересованное лицо считает, что его права были нарушены, оно может обратиться к вышестоящему руководству инспекции либо в надзорную инстанцию. Если это не дало желаемого результата, то следует направить исковое заявление в суд.

Ответственность за езду на несертифицированном и незарегистрированном транспорте

Для таких случаев ответственность предусмотрена статьей 12.1 КоАП РФ. На виновное лицо налагается денежный штраф, размер которого может составить от 500 до 5000 рублей.

К ответственности человек не привлекается, если рабочий объем двигателя техники менее 50 кубических сантиметров, а максимальная скорость не превышает 50 километров в час.

Поскольку законодательство предъявляет единые требования к постановке на учет всех транспортных средств, изготовивший автомобиль самостоятельно должен сначала сертифицировать технику, получить VIN-код, а затем обращаться в ГИБДД с запросом регистрации. В завершение человек получит на руки свидетельство и сможет эксплуатировать машину наравне с другими автовладельцами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: